ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ

Саммита деловых кругов «Сильная Россия – 2017»

 

Документ составлен специалистами
АНО «Центр поддержки и развития бизнеса «Инициатива»
на основе выступлений спикеров Саммита, стенограмм и предложений
от участников Саммита деловых кругов «Сильная Россия-2017»

 

4 июля 2017 года в Москве в Аналитическом центра при Правительстве РФ состоялось ежегодное бизнес-мероприятие Саммит деловых кругов «Сильная Россия – 2017». Саммит был посвящен вопросам развития российского бизнес-сообщества, повышения инвестиционной привлекательности экономики РФ, методам государственной поддержки российских предпринимателей.

Открыло Саммит пленарное заседание «Механизмы государственной поддержки предпринимательства». Первый блок вопросов был посвящен механизмам государственной поддержки предпринимательства, второй - доступу субъектов МСП к закупкам и тендерам в Госкомпаниях и корпорациях.

 

Блок 1. Механизмы государственной поддержки предпринимательства

Модератор:

Золотых Наталья Ивановна, Вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»

Ключевые спикеры:

Администрация Президента Российской Федерации, АО «МСП Банк», НИУ «Высшая школа экономики», АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», Фонд развития промышленности, ООО «Технопарк «Сколково», АО «Российский экспортный центр»

 

Блок 2. Доступ МСП к закупкам и тендерам в Госкомпаниях и корпорациях

Модератор:

Сухадольский Георгий Александрович, Руководитель Аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки», Эксперт по закупкам Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации

Ключевые спикеры:

ГК «Автодор», ПАО «Сбербанк», Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», ПАО «Россети», ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» («ОАК»)

 

На пленарном заседании были отмечены такие проблемные вопросы, касающиеся развития предпринимательского сектора в России, как:

  • неэффективная финансовая политика с высокими процентными ставками и сжиманием денежной массы;
  • льготы по расходам на инновации не внедряются не только в денежно-кредитной сфере, но и в налоговой;
  • борьба с инфляцией, которая ведется путем сверхвысоких процентных ставок, неэффективна и не только не снижает уровень инфляции, но и на фоне стагнации в производственной сфере увеличивает количество спекулятивных операций на Московской бирже; благодаря режиму свободного плавания курса рубля происходит активная манипуляция курсом со стороны спекулянтов;
  • из-за навязываемых потребительских кредитов и низкой финансовой грамотности население страны превращается из кредитора в должника;
  • несмотря на наличие большого человеческого потенциала, высокотехнологичные отрасли испытывают существенный кадровый дефицит;
  • низкий уровень инновационного развития российской экономики; большое количество инновационно-пассивных компаний малого и среднего бизнеса (75% из всех инновационных компаний);
  • низкий уровень поданных патентных заявок, что говорит о непривлекательном инвестиционном рынке в России; отсутствие опыта у российских предпринимателей коммерциализации результатов исследований и разработок;
  • отсутствует спрос на продукцию и услуги малого инновационного бизнеса в России; неэффективное использование инструментов управления бизнесом таких, как: привлечение финансовых источников, развитие технологического бизнеса, обеспечение правовой охраны интеллектуальной собственности;
  • рост числа компаний, ведущих «серый» бизнес;
  • Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» препятствует свободному предпринимательству на рынке, так как он рассчитан не на то, чтобы развивать целевые отраслевые рынки, а на то, чтобы вкладывать средства в определенные отрасли;
  • недостаток инвестиционных средств для высокотехнологичных производств; период окупаемости в таких сферах очень продолжительный, а инвесторы не готовы ждать;
  • неэффективная судебная система, продолжительные сроки рассмотрения арбитражных дел.

 

Участниками Пленарного заседания в Резолюцию Саммита внесены следующие предложения:

  • в целях преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого экономического роста необходимо резкое наращивание инвестиционной активности; тиражирование механизма специальных инструментов рефинансирования до масштаба годового потока 1,5-2 триллионов рублей на кредитование инвестиций;
  • рекомендовать переход к комплексной политике стимулирования экономического роста, приняв к действию программу роста Столыпинского клуба, «Деловой России», «ОПОРЫ России», которая:
    • основана на механизмах частно-государственного партнерства,
    • сочетает в себе инструменты стратегического индикативного планирования и рыночной самоорганизации, государственной поддержки инвестиций и частного предпринимательства;
  • в рамках реализации программы роста:
    • сформировать сеть индикативного планирования, где с участием науки государство и бизнес совместно определят направления инвестиционной деятельности;
    • оформить работу над этими направлениями через специальные инвестиционные контракты, в рамках которых предприятия берут на себя обязательства по наращиванию инвестиций в освоении соответствующих технологий, созданию рабочих мест, освоению новых видов продукции, расширению производства. Государство обеспечивает их не только налоговыми льготами, но и кредитами по разумным процентным ставкам (3-4% для конечного заемщика);
    • создать сеть частно-государственного партнерства с участием государственных банков, которые будут кредитовать инвестиционные проекты и выступят в роли локомотива кредита;
    • изменить денежно-кредитную политику, направив ее на поддержку реального сектора экономики;
    • привлечь к доработке и реализации программы Аналитический центр при Правительстве РФ;
  • принять смешанную стратегию развития. Первое – это стратегия опережающего развития в сферах нового технологического уклада. Вторая – это динамическое наверстывание в тех сферах, где экономика России отстает от передового уровня, где требуется наращивание инвестиций в освоении имеющихся технологических возможностей. Третье - догоняющее развитие с прямыми иностранными инвестициями в тех сферах, где наблюдается существенное отставание;
  • разработать программу расширения производства товаров за счет углубления переработки сырья; стимулировать инвестиции в углубление переработки;
  • рекомендовать российским предпринимателям рассмотреть возможность кредитования в АО «МСП Банк» и в АО «Корпорация МСП»;
  • на государственном уровне разработать программу развития человеческого капитала нового типа;
  • развивать и использовать инструменты управления бизнесом: привлекать финансовые источники, развивать технологический бизнес, обеспечить правовую охрану интеллектуальной собственности российских предприятий;
  • рекомендовать российским инновационным предприятиям обращаться за финансовой, налоговой поддержкой, поддержкой в сфере защиты интеллектуальной собственности и получения патентов на исследования и разработки в Технопарк «Сколково»;
  • рекомендовать российским предприятиям-экспортерам обращаться за кредитно-страховой поддержкой, в целях получения субсидий на покрытие различных экспортных расходов в Российский экспортный центр (www.exportcenter.ru);
  • рекомендовать компаниям малого и среднего бизнеса участвовать в закупках государственных корпораций (ГК «Автодор», ГК «Росатом», ПАО «Россети»);
  • рекомендовать предпринимателям совершенствовать внутреннюю структуру своего предприятия и учиться готовить грамотные заявки на участие в системе государственных закупках; рекомендовать в том числе участие в образовательных программах ГК «Росатом», посвященных государственным закупкам;
  • разработать отраслевые механизмы, которые не нарушали бы 223 ФЗ, но, дополняя их, позволяли работать непосредственно с поставщиками.

 

Центральная секция

«Инвестиционный потенциал экономики России»

 

Модератор:

Урличич Юрий Матэвич, Заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации

Ключевые спикеры:

Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона, АО «Корпорация развития Северного Кавказа», Комитет ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, ЗАО «МИПАКТ-Миллениум Холдинг», Ассоциация региональных банков России, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Союз нефтегазопромышленников России, ПАО «Газпром», РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Государственная Дума ФС РФ, журнал «Контроль качества продукции», Всероссийская организация качества, АО «Особые Экономические Зоны», Особая экономическая зона «ЛОТОС», АЦ «Форум», Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства, АО «РВК», АО "РОСАГРОЛИЗИНГ", Общероссийская общественная организация содействия привлечению инвестиций в Российскую Федерацию «Инвестиционная Россия» в Габоне, Tenzor Consulting Group, Объединенная рабочая группа по сопровождению иностранных инвесторов и Комитета по локализации производства Итало-Российской торговой палаты.

 

Эксперты и участники Центральной секции выделили несколько проблем, снижающих инвестиционный потенциал российской экономики:

  • неэффективная система российских институтов развития;
  • недостаток банковского финансирования предприятий;
  • подготовка необходимой документации для получения заемного финансирования зачастую занимает продолжительное время, не все компании умеют грамотно оформить заявку;
  • недоступность кредитов для российских компаний; отсутствие в экономике страны “длинных и дешевых” денег; большая часть (67%) инвестиций в России — это собственные средства предприятий;
  • неэффективная для инвестиционного развития банковская система России (только 8% инвестиций приходится на банки): 90% всего финансового рынка – это банки, которые представляют собой депозитно-кредитные учреждения и фактически им запрещено законом заниматься прямыми инвестициями;
  • лишь немногие институты развития пользуются доверием российских предпринимателей; огромное число корпораций и банков развития, к которым за поддержкой бизнесмены обращаются крайне редко;
  • отсутствуют инструменты использования в инвестиционных целях свободных средств, которых в российской экономике сегодня около 600 миллиардов долларов;
  • недостаточный уровень газификации сетевым газом (66-67%);
  • рост конкуренции на мировом рынке нефти;
  • большая волатильность цен на нефть;
  • отсутствие в нефтегазовой сфере новых технологий в связи с недофинансированием нефтяной и газовой промышленности;
  • низкий уровень управления и в целом экономикой, и отдельными компаниями, отсутствие программ стратегического планирования;
  • длительная окупаемость масштабных проектов (нефтегазовых), нежелание инвесторов вкладываться в столь продолжительные проекты;
  • неэффективная российская нормативно-правовая база в сфере промышленного производства и экологии; частое внесение изменений и дополнений в законодательные акты;
  • отсутствие консолидированных рынков по ряду российских отраслей, например в таких, как судостроение, ТЭК, что затрудняет стратегическое понимание задач отрасли;
  • низкий уровень инновационной активности российской экономики;
  • низкая плотность образовательных программ и популяризирующих лекций, по сравнению с международными примерами, которые направлены на развитие предпринимательских навыков у студенческой молодежи;
  • сложное земельное законодательство с разнообразной практикой применения;
  • не реализован инвестиционный потенциал частных земельных территорий;
  • отсутствие проектного финансирования; государственно-частное партнерство по большей части направлено на реализацию мегапроектов;
  • низкая компетентность инициаторов проектов, региональных консультантов, а также самих чиновников, работающих в регионах с представителями бизнеса;
  • олигархическое устройство государства не способствует развитию малого и среднего бизнеса в стране;
  • неэффективная налоговая политика и применение устаревших норм таможенного законодательства;
  • отсутствие прозрачности в системе государственных закупок; нет государственных гарантий по выполнению обязательств заказчиков перед предприятиями малого и среднего бизнеса.

 

В качестве решений участниками заседания в резолюцию Саммита предложено:

  • разработать региональные и федеральные просветительские программы поддержки инициаторов проектов на этапе оформления необходимой документации и структурирования проекта;
  • инициировать создание эффективной системы проектного финансирования с привлечением кредитных организаций; стимулировать развитие инвестиционных банков;
  • разработать инструменты использования свободных средств в инвестиционных целях;
  • разработать закон о развитии малого бизнеса нефтяной и газовой отрасли; а также закон о нефтяной деятельности в стране;
  • рекомендовать компаниям протестировать онлайн-сервис “одного окна” ПАО “Газпром” (http://www.gazprom.ru/about/strategy/innovation/one-window/) и направить в корпорацию предложения по улучшению;
  • повышать уровень профессионализма контрольно-надзорной деятельности;
  • создать комплексную программу по развитию технологического предпринимательства в ВУЗах, цель которой - поддержка коммерциализации разработок и реализации бизнес-идей силами студентов и молодых ученых, развитие предпринимательской культуры, создание критической массы технологических стартапов; оказать финансовую и инфраструктурную поддержку на всех этапах жизненного цикла от идеи до реализации студенческих проектов;
  • создать методический центр по разработке и тиражированию программы развития технологического предпринимательства в ВУЗах, рекомендовать предпринимателям активно подключаться к разработке и внедрению программы;
  • рекомендовать предприятиям АПК обращаться за поддержкой в АО "РОСАГРОЛИЗИНГ";
  • в целях использования экспортного потенциала территорий африканских стран необходимо открыть филиал российского государственного технического университета;
  • пропагандировать успешный опыт коммерциализации разработок и проектов, проводить просветительские форумы и конференции;
  • установить государственные гарантии выполнения обязательств заказчиков перед исполнителями в рамках системы государственных закупок.