Итоговый документ
Саммита деловых кругов «Сильная Россия – 2016»

 

5 июля 2016 года в Москве в Управлении делами Президента, ГК «Президент-отель», состоялось ежегодное международное мероприятие, направленное на улучшение делового и инвестиционного климата страны, укрепление национальной безопасности и развитие межгосударственного сотрудничества, - Саммит деловых кругов «Сильная Россия – 2016».

Инициативу проведения Саммита деловых кругов «Сильная Россия» поддержали: Министерство экономического развития Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российская Академия наук, Госкорпорация «РОСТЕХ», ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «РЖД», Внешэкономбанк, ПАО «РОССЕТИ»


Пленарное заседание «Проблемы повышения конкурентоспособности российской экономики в современных условиях» открыло работу Саммита «Сильная Россия – 2016». Дискуссию экспертов о необходимых мерах развития страны возглавила Попова Екатерина Витальевна, Председатель Совета Фонда развития инновационного предпринимательства, член Совета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России

 

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ САММИТА

«Проблемы повышения конкурентоспособности российской экономики в современных условиях»

 

Модератор: Попова Екатерина Витальевна, Председатель Совета Фонда развития инновационного предпринимательства, член Совета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России

Спикеры:
Глазьев Сергей Юрьевич, Советник Президента Российской Федерации, Академик РАН, профессор
Тема выступления: «Необходимые условия перехода к росту российской экономики»

Мишарин Александр Сергеевич, Первый вице-президент ОАО «РЖД», Генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали»
Тема выступления: «Развитие скоростного и высокоскоростного движения в России как драйвер экономического роста в стране»

Курочкин Дмитрий Николаевич, Вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Тема выступления: «О роли Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в промышленном развитии и повышении конкурентоспособности экономики России»

Кучерена Анатолий Григорьевич, Адвокат, член Общественной Палаты РФ, Сопредседатель Центра Общественных процедур «Бизнес против коррупции»
Тема выступления: «Верховенство права и налаживание отношений между государством и бизнесом. Противодействие коррупции как основной посыл для обеспечения инвестклимата»

Золотых Наталья Ивановна, Вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»
Тема выступления: «Инновационное развитие малых компаний: проблемы и перспективы»

Шадрин Артём Евгеньевич, Директор Департамента социального развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации
Тема выступления:

Шамков Юрий Вениаминович, Заместитель Директора Фонда развития промышленности
Тема выступления: «Деятельность фонда развития промышленности как один из инструментов реиндустриализации»

Банцекин Никита Борисович, Член Правления, Руководитель Дирекции по связям с общественностью и международной деятельности АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорации МСП)
Тема выступления: «Развитие системы поддержки малого и среднего предпринимательства, как фактор экономического роста России»

 

Отметив такие проблемы повышения конкурентоспособности российской экономики, как:

 

  • реализуется неэффективная кредитно-денежная политика, препятствующая экономическому росту в стране;
  • в основе российского богатства лежат природные ресурсы, в то время как в передовых странах основу национального богатства составляют технологии, фонды развития, человеческий капитал; 40% ВВП России производится за счет экспорта сырья и только 7-8% - за счет высокотехнологичных отраслей экономики;
  • низкий объем вложений в российские НИОКР, сокращение численности ученых и инженеров;
  • отсутствие источников кредита, собственных средств предприятий в большинстве отраслей не хватает даже для поддержания воспроизводства;
  • сокращение денежной массы в стране;
  • устойчивость курса рубля Центральным Банком не обеспечивается, что ведет к манипулированию курсом рубля на бирже с целью извлечения сверхприбыли для спекулянтов;
  • недозагруженность производственных мощностей;
  • скрытая безработица, приток неиспользуемых квалифицированных кадров из Украины;
  • отсутствие транспорта со скоростью 250-300 км/ч, что ведет к проблемам с ростом агломерации и созданием единого связанного пространства;
  • многочисленные препятствия, связанные в том числе с бюрократическими барьерами, для создания и ведения в России малого и среднего предпринимательства;
  • проблема подготовки квалифицированных кадров для нужд российской экономики;
  • небольшое количество российских компаний малого и среднего бизнеса, ведущих эффективную деятельность на территории страны; постоянный рост числа убыточных предприятий;
  • инновационная пассивность малых российских компаний, которые или не проводят собственные исследования, или в силу невысокой осведомленности не обеспечивают охрану результатов своей интеллектуальной деятельности;
  • небольшая доля малых и средних российских предприятий в системе государственного заказа;
  • низкий уровень поддержки коммерциализации результатов исследований и разработок российских компаний;
  • на фоне геополитической нестабильности тренды глобализации экономики (специализация, международной разделение труда) приводят к рискам потери суверенитета и угрозам национальной безопасности ряда стран,

 

участники Пленарного заседания внесли в резолюцию Саммита следующие предложения:

 

  • разработать программу среднесрочного экономического развития России; дополнить Федеральный Закон N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" в части включения индикативных планов развития и методов межотраслевого баланса;
  • провести теоретическую работу по пересмотру неолиберальных монетаристских подходов к управлению экономикой, постулатов о монетарной природе инфляции, о неэффективности методов государственного регулирования экономикой;
  • обеспечить новые инвестиционные проекты в экономике малого и среднего бизнеса доступными под малую кредитную ставку долгосрочными кредитными ресурсами; перейти к мягкой денежно-кредитной политике, нацеленной на рост экономики, обеспечивающей и опережающей денежно-кредитные предложения;
  • обеспечить волатильность курса национальной валюты;
  • реформировать ценообразование на услуги национальных сырьевых монополий;
  • снизить административное давление на бизнес, принять ряд мер по улучшению эффективности создания правового государства;
  • активизировать и ввести в коммерческий оборот «спящие» имущественные и земельные активы государства;
  • стимулировать развитие системы электронного государства;
  • инициировать создание Государственного Комитета по стратегическому планированию;
  • увеличить капиталовложения в науку и инновационную активность;
  • сформировать механизмы кредитной эмиссии, основанные на индикативных планах, исходя из стратегических ориентиров опережающего развития российской экономики; определить стратегическое и индикативное планирование как общественный договор между государством и бизнесом, оформленный в матрицу контрактов, когда бизнес берет на себя обязательства по расширению и модернизации производства, научные организации - по оказанию предпринимателям помощи в определении перспективной траектории развития, а государство гарантирует стабильные макроэкономические условия, выгодные условия кредитования и налоговые льготы через специальные инвестиционные контракты;
  • способствовать реализации проектов по созданию в России высокоскоростных транспортных магистралей и высокоскоростного транспорта;
  • стимулировать развитие механизмов посевного и предпосевного финансирования, предоставлять гранты малым компаниям, в том числе компаниям, которые создаются в университетах и научно-исследовательских институтах;
  • предоставлять субсидии уже действующим инновационным компаниям, которые будут проводить собственные исследования и закупать передовые технологии, разрабатывать новые продукты и услуги;
  • разработать механизмы государственной поддержки и снижения административных барьеров для стартапов и инновационных компаний;
  • предоставлять малым и средним предприятиям доступ к инфраструктуре, включая бизнес-инкубаторы, промышленные парки, государственные научно- исследовательские организации, государственные университеты; разработать специальные программы в этом направлении, в том числе, о предоставлении возможности малым компаниям участия в инфраструктуре государственных организаций и университетов;
  • разработать программы повышения уровня осведомленности предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности;
  • стимулировать создание гарантийных фондов, фондов поручительства по кредитам, электронных площадок с информацией о том, какие технологии и услуги востребованы на рынке;
  • разработать механизм поддержки негосударственных институтов развития (в т.ч. НКО «Фонд модернизации и развития технологий»), способствующих инновационному развитию страны; целесообразно поддержку негосударственных институтов развития осуществлять через ведущие Фонды: ОАО «РВК», Инновационный центр «Сколково», Фонд перспективных исследований;
  • рассмотреть возможность докапитализации Фонда развития промышленности.

 

Территория развития бизнеса - серия заранее спланированных деловых переговоров между участниками Саммита, уже давно стала одной из характерных особенностей Саммита.

Резидентами Территории развития бизнеса выступили:

  • РОСНАНО. Фонд инфраструктурных и образовательных программ
  • ГБУ «Агентство инноваций Москвы»
  • Фонд развития инновационного предпринимательства
  • Финансовый интегратор «Феникс Капитал»
  • ЗАО «Русинвестпроект»
  • Международный фонд технологий и инвестиций

Резиденты провели более 50-ти переговоров с участниками Саммита.

В рамках работы Территории развития бизнеса участникам была представлена Федеральная программа «Знаю Россию», которая разработана и реализуется Некоммерческим партнерством «Единство регионов». Участники программы, выполнившие норматив по скоростной сборке спилс-карты РФ, награждаются нагрудными знаками отличия «Знаю Россию». На Саммите «Сильная Россия – 2016» знаком I степени был награжден Александр Айгистов.

 

Вторая половина Саммита деловых кругов была посвящена работе на специальных секциях:

 

Центральная Секция
«Развитие инфраструктуры России как решающий фактор экономического роста»

 

Модератор:
Попова Екатерина Витальевна, Председатель Совета Фонда развития инновационного предпринимательства, член Совета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России

Приветствие в адрес участников Саммита от полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе

 

Докладчики:
Шмаль Генадий Иосифович, Президент Союза нефтегазопромышленников России
Тема выступления: «Развитие нафтегазовой инфраструктуры»

Лебедев Александр Серафимович, Технический директор ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин»
Тема выступления: «Энергетическая инфраструктура как фактор территориальной организации производственных комплексов. Модернизация, реконструкция энергетических мощностей»

Гергелюк Борис Николаевич, Генеральный директор ООО «Викинг Саплай»
Тема выступления: «Морское обеспечение нефтегазовых шельфовых проектов в Арктической зоне РФ»

Безденежных Елена Степановна, Вице-президент - статс-секретарь, Руководитель Блока взаимодействия с органами власти и управления ПАО «ГМК «Норильский никель»
Тема выступления: «Транспортные коридоры России»

Гамза Владимир Андреевич, Управляющий партнер ГК "DDP GROUP", Председатель Совета Директоров ФК "Финансовый интегратор", Председатель Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям

Богоявленский Василий Игоревич, Заместитель директора по научной работе ИПНГ РАН, член корреспондент РАН, д.т.н.
Тема выступления: «Стратегические направления развития нефтегазовой отрасли России»

Левинбук Михаил Исаакович, Профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

 

Обозначив ряд сложностей при реализации инфраструктурных проектов:

 

  • дефицит нефти и газа на рынке, как следствие, отсутствует возможность значительного увеличения добычи и реализации углеводородов;
  • производственный потенциал нефтегазового комплекса отстает от мирового научно-технического уровня; низкий уровень добычи нефти за счет применения современных методов повышения нефтеотдачи пластов; недостаточное внимание уделяется развитию нефтегазохимического производства;
  • невысокий уровень разведочного бурения (менее 1 млн. метров в год);
  • разрыв между выпускаемым топливом (класса 4 и 5) и моторным парком (работающем на 2 классе топлива);
  • неэффективное правовое и техническое регулирование нефтегазовой сферы;
  • недофинансирование нефтяной промышленности;
  • фактическое прекращение геолого-разведочных работ в Арктике после 1991г. и утрата арктического бурильного флота привели к тому, что на сегодня степень разведанности арктического шельфа в РФ крайне низка;
  • сегодняшнее состояние технологий, в том числе практически полное их отсутствие в России, обуславливает высокую себестоимость нефтедобычи, нефтересурсов на российском континентальном шельфе;
  • ряд документов, планирующих развитие сферы электроэнергетики (аналитическая стратегия, генеральная схема размещения объектов, территориальная схема развития, инвестиционные программы), не согласованы между собой;
  • из-за неверных прогнозов потребления электроэнергии от 25 до 70 ГВт мощности в электроэнергетической системе не эксплуатируется; как следствие, повышается тариф на электроэнергию для конечных потребителей, что в свою очередь тормозит развитие российских производственных предприятий; в тариф также закладывается инновационная и инфраструктурная составляющие;
  • падение мировых цен на металл;
  • отсутствие технологий утилизации серы;
  • неэффективная система перекрестного субсидирования, тормозящая развитие бизнеса;
  • высокая цена на бензин и продукты естественных монополий, в цену которых закладывается инновационная и инфраструктурная составляющие;
  • с момента действия Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не появилось ни одного, предусмотренного Законом института проектного финансирования, что говорит о неэффективности данного правового акта;
  • кредиты на реализацию инвестиционных проектов практически не выделяются;
  • отсутствие независимой экспертизы инфраструктурных проектов;
  • уменьшается геополитическая роль России в мировом нефтегазовом балансе;
  • до 80% бурового оборудования – импортного производства;
  • нехватка в России сейсмостанций для проведения качественного сейсмического мониторинга страны,

 

участники Центральной секции внесли в резолюцию Саммита следующие предложения:

 

  • рекомендовать Правительству РФ финансировать инфраструктурные проекты, способствующие улучшению общего экономического состояния страны;
  • привлекать к обсуждению крупных инфраструктурных проектов региональные власти;
  • в целях обеспечения экономической и промышленной безопасности нефтегазовая отрасль должна базироваться на следующих факторах: российские ресурсы, российские технологии, российское оборудование, российский сервис и российские кадры;
  • с целью освоения новых месторождений наращивать объемы геологоразведочных работ;
  • стимулировать строительство мощных трубопроводных систем; рассмотреть возможность строительства продуктопровода Ямал-Поволжье;
  • поддерживать инфраструктурные проекты, связанные со сжиженным природным газом (СПГ); СПГ можно подать в любую точку, где нет соответствующих терминалов по газификации, поэтому использование СПГ способно решить проблему обеспечения газом отдаленных, северных, горных районов; также СПГ можно использовать в качестве моторного топлива;
  • при освоении глобальных территорий изыскивать источники экономии, опираясь на эффективный советский опыт СССР и современные инновационные разработки;
  • для эффективного решения задач по освоению нефтегазовых ресурсов государственными корпорациями на российском континентальном шельфе в Арктике, а также в целях гармоничного развития экономики страны, рекомендовать Правительству РФ: предусмотреть привлечение российских коммерческих морских и нефтедобывающих компаний, имеющих значительный положительный практический опыт выполнения шельфовых работ в суровых и ледовых условиях с целью: разработки и внедрения отечественных современных технологий; создания и реализации единых российских, для всех шельфовых проектов, технических стандартов и регламентов; проектирования и строительства на отечественных верфях и машиностроительных заводах высокотехнологичного флота и оборудования и их последующей совместной эксплуатации на основе государственно-частного партнерства;
  • пересмотреть систему российского налогообложения; распределять поступающие налоги не только в рыночных интересах, но и в интересах развития страны;
  • развивать систему информационного моделирования в промышленности, которая должна представлять собой стратегию планирования от идеи до утилизации реализованного продукта;
  • в целях повышения эффективности политики импортозамещения и локализации производства определить понятие «отечественный производитель», воспользоваться методикой оценки уровня локализации производства, разработанной ПАО «ФСК ЕЭС»; создать единую базу данных по уровню локализации производств на цтерритории РФ;
  • инициировать создание государственного органа, регулирующего отрасль электротехнической промышленности, главной задачей которого должно стать обеспечение потребностей экономики в электротехническом оборудовании и в мирное и военное время;
  • в целях проведения диагностики скважины и геосреды прискважинного пространства, решения проблем, связанных с межколонными давлениями и межпластовыми перетоками в скважинах, рекомендовать российским предприятиям нефтегазового сектора использовать геоакустические и волновые технологии ООО ПКФ «Недра-С»;
  • менять систему тарифообразования, минимизировать инфраструктурную составляющую в тарифах на электроэнергию, топливо и другие продукты естественных монополий;
  • с целью создания института проектного финансирования сформировать отдельную рабочую группу при Торгово-промышленной палате РФ;
  • наряду с государственной экспертизой проектов «Главным управлением государственной экспертизы» предоставить возможность предпринимателям проводить собственную независимую экспертизу;
  • разработать Федеральный закон «Об организации экспертизы»;
  • проводить газификацию внутренних регионов России;
  • развивать отрасль нефтегазохимии; разработать механизмы снижения инжиниринговых затрат;
  • сохранить за РАН традиционное контролирование сейсмической активности и опасности инфраструктурных проектов и других проектов;
  • поддерживать достигнутый в советское время уровень научных исследований в области сейсмобезопасности.

 

Секция
«Здоровая нация – Сильная Россия»

 

Модератор:
Сергиенко Валерий Иванович, Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности

 

Приветственное слово:
Колотилова Ольга Николаевна, Директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Министерства промышленности и торговли РФ

Другова Марина Александровна, Главный специалист Министерства здравоохранения Пермского края по медицинской профилактике, Главный врач ГБУЗ Пермскогокрая «Центр медицинской профилактики»

Тищенко Владимир Георгиевич, Советник министерства здравоохранения Сахалинской области

 

Докладчики:
Попович Лариса Дмитриевна, Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ
Тема выступления: «Здравоохранение 2030 - вызовы глобального мира»

Омельяновский Виталий Владимирович, Генеральный директор ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Министерства здравоохранения РФ
Тема выступления: уточняется

Игнатьева Нелли Валентиновна, Исполнительный директор Российской Ассоциации аптечных сетей
Тема выступления: «Государственное регулирование лекарственного обеспечения»
Тема выступления: уточняется

Серегина Ирина Федоровна, Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор)
Тема выступления: «О реализации полномочий Росздравнадзора в сфере здравоохранения»

Ткачева Ольга Николаевна, Главный внештатный специалист гериатр Министерства здравоохранения РФ, Директор Обособленного структурного подразделения ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский Университет им. Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения РФ «Российский геронтологический научно-клинический центр»
Тема выступления: «Современная концепция оказания медицинской помощи пожилым. Роль социального предпринимательства»

Балкизов Залим Замирович, Заместитель председателя правления Ассоциации медицинских обществ по качеству, Официальный представитель Ассоциации по медицинскому образованию в Европе
Тема выступления: «Развитие системы подготовки кадров в здравоохранении»

Наркевич Игорь Анатольевич, Ректор ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения РФ
Тема выступления: «Подготовка кадров для отечественной фармацевтической отрасли»

 

Обсудив проблемы, существующие в современной системе российского здравоохранения:

 

  • недостаточное финансирование российского здравоохранения: в развитых странах 15-20% от ВВП расходуется на сферу здравоохранение, тогда как в России – менее 3%;
  • низкая эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение, связанная в том числе с нерациональной системой лекарственного обеспечения, отсутствием лекарственного страхования на амбулаторном этапе;
  • высокая смертность российских граждан трудоспособного возраста;
  • клинические рекомендации разрабатываются разными ассоциациями, зачастую имеющими противоположные мнения, что затрудняет организацию реального лечебного процесса;
  • разрешение интернет-торговли лекарственными препаратами может привести к тому, что препараты окажутся в неконтролируемом свободном обращении;
  • отсутствие федерального закона, регулирующего сферу медицинских изделий;
  • увеличение числа граждан, не удовлетворенных качеством предоставленной медицинской помощи, недополучением выписанных лекарственных препаратов;
  • увеличение количества нарушений в сфере оказания медицинской помощи, прав пациентов, назначения и выписки лекарственных препаратов;
  • нехватка оборудования в медицинских организациях;
  • простой оборудования, закупленного в рамках государственной программы по модернизации здравоохранения, в ряде случаев – по причине непродуманной политики некоторых субъектов РФ;
  • недостаточный контроль за деятельностью страховых медицинских организаций;
  • увеличение числа случаев предоставления при назначении курса лечения пациенту недостоверной, неполной или искаженной информации об используемых лекарственных препаратах и медицинских изделий, в том числе сокрытие сведений о наличии в обращении аналогов;
  • обращение на рынке фальсифицированных лекарственных средств: доля выявленных серий недоброкачественных лекарственных средств отечественного производства в 2015 года составила свыше 62%, зарубежного производства – свыше 37%;
  • несовершенство системы классификации медицинских изделий;
  • устаревшие программы подготовки медицинских и фармацевтических кадров; нехватка специалистов-гериатров,

 

участники и эксперты Специальной секции в качестве необходимых мер успешного развития системы здравоохранения предложили:

 

  • с целью повышения эффективности расходования средств, выделяемых на здравоохранение, улучшить систему нерационального лекарственного обеспечения, внедрить систему лекарственного страхования на амбулаторном этапе;
  • при продаже лекарственных средств дистанционным способом в обязательном порядке проводить фармацевтическую экспертизу рецепта, доставку должен осуществлять только специалист с фармацевтическим образованием, а перечень лекарств, доступных для интрнет-реализации, необходимо ограничить;
  • с целью снижения нагрузки на федеральные надзорные органы медицинским организациям, главным врачам, руководителям решать часть вопросов по качеству оказания услуг пациентам в пределах медицинской организации;
  • стимулировать развитие профилактической медицины и гериатрии;
  • с целью расширения локального производства на территории РФ развивать прорывные технологии в фармацевтике: интенсивный микрореакторный синтез, промышленный биокатализ и инжиниринг ферментов для современного синтеза, технология непрерывного биотехнологического производства активных фармсубстанций, технология непрерывной сорбции, сорбционные и хроматографические технологии.

 

Секция 
«Продовольственная безопасность. Ускоренное развитие и модернизация АПК»

 

Модератор:
Грудинин Павел Николаевич, Директор ЗАО «Совхоз имени Ленина», Член экспертного совета при Правительстве РФ, Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса, Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации.

 

Приветственное слово:
Волик Владимир Олегович, Заместитель директора Департамента регулирования агропродовольственного рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства РФ

 

Докладчики:
Маслов Михаил Григорьевич, Заместитель председателя Правительства – министр сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области
Тема выступления:«Продовольственная безопасность. Развитие и модернизация АПК Оренбургской области»

Власов Николай Анатольевич, Заместитель Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)
Тема выступления: «Внедрение электронной ветеринарной сертификации в России. Состояние и перспективы»

Лоевский Илья Ефимович, Заместитель руководителя Российской системы качества
Тема выступления:«Российская система качества - гарант повышения продовольственной безопасности страны»

Мирочиненко Анна Валерьевна, Начальник Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС России
Тема выступления: «Экстерриториальные влияния на российский аграрный рынок в контексте импортозамещения»

Макаренко Денис Юрьевич, Генеральный директор ООО «Нетафим СНГ»
Тема выступления: «Инновационные системы орошения»

Кузьмин Иван Иванович, Президент Производственно-научной семеноводческой ассоциации СНГ «Семена»
Тема выступления: «Высококачественные семена – надежный фундамент продовольственной безопасности»

Куликов Роман Сергеевич, Руководитель направления «Биотехнологии в сельском хозяйстве» Фонда СКОЛКОВО
Тема выступления: «Полноценная поддержка инновационных проектов в пищевых биотехнологиях в Фонде Сколково»

Булатов Дмитрий Сергеевич, Президент Национального союза экспортеров продовольствия
Тема выступления: «Развитие экспорта продукции АПК: основные направления работы»

Олонцев Алексей Владимирович, Председатель совета Ассоциации сельскохозяйственных консультационных организаций «АСКОР» – Директор ГОАУ ЯО «Информационно-консультационная служба АПК»
Тема выступления: «Информационно-консультационная служба АПК как институт инновационной экономики»

Никитюк Дмитрий Борисович, Директор ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»
Тема выступления: «Продовольственная безопасность. Фундаментальные и прикладные проблемы»

Розенталь Олег Моисеевич, Член общественного совета Росстандарта, Действительный член Российской Экологической Академии (РЭА), Главный редактор журнала «Контроль качества продукции»
Тема выступления: «Составляющие качества»

Негребецкая Наталья Николаевна, Ведущий аналитик Российской ассоциации производителей сельхозтехники
Тема выступления: «Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации»

Зудина Наталья Ивановна, Заместитель генерального директора АО «Росагролизинг»
Тема выступления: «Модернизация сельского хозяйства – залог продовольственной безопасности»

 

Обсудив проблемы, с которыми приходится сталкиваться современной российской аграрной промышленности:

 

  • высокий уровень нетоварного молока на российском рынке: порядка 45% молочных продуктов производится в так называемых личных подсобных хозяйствах;
  • для обеспечения населения в молочных продуктах не хватает поголовья крупного рогатого скота (КРС);
  • такие показатели Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, как экономическая и физическая доступность, пока остаются не оцифрованными;
  • до 80% рыбы, которая доставляется с Дальнего Востока, транспортируется в ненадлежащих температурных условиях, проконтролировать которые не представляется возможным;
  • низкий уровень экспорта российской продукции животного происхождения;
  • 8-10% молочных продуктов на территории РФ фальсифицировано; при этом чем более высокая жирность у молочного продукта, тем чаще он фальсифицируется; белковая составляющая молочных продуктов фальсифицируется в РФ в среднем в 37% случаев;
  • около 15% молокоперерабатывающих предприятий занимается фальсификацией;
  • изменения климата, приводящие в том числе к уменьшению запасов гумуса; высокая засоленность почв в некоторых российских регионах – Волгоградская, Саратовская, Оренбургская области, находящихся в зоне риска скорого наступления континентальной засухи;
  • минимальная государственная поддержка отрасли;
  • проблема сбыта продукции в связи с невысокими доходами населения;
  • высокая зависимость российского АПК от импортных технологий;
  • отсутствие культуры грудного вскармливания среди российского населения;
  • неадекватная обеспеченность населения витаминами; низкий уровень потребления овощей и фруктов; отсутствие производства витаминов и аминокислот в РФ;
  • широкое распространение ожирения среди взрослого населения;
  • широкое применение в пищевой промышленности пальмового масла;
  • существование различных потребительских мифов, среди которых «чем товар дороже, тем он качественнее», хотя лабораторно этот факт не подтверждается;
  • за последние 25 лет в России фактически не развивалась современная селекция, основанная на достижениях молекулярной биологии, что привело к высокой зависимости отечественного рынка от иностранного генетического материала. Локализация этого направления на территории РФ не реализуется, что делает неэффективными те меры поддержки, которые предпринимаются на уровне государства, поскольку происходит переток существенной доли добавленной стоимости непосредственно от сельхозтоваропроизводителей к крупнейшим мировым компаниям, владеющим большей частью рынка генетического материала;
  • отечественные селекционные достижения используются не в полной мере; в целом наблюдается деградация российской селекции и смежных направлений - производства средств защиты растений, ветеринарных препаратов, сельскохозяйственных машин;
  • дефицит инновационных проектов в АПК; большой разрыв между фундаментальной наукой и инновационными стартапами;
  • российский рынок слабо защищен от западной продукции; импортные пошлины для западной сельскохозяйственной техники практически обнулены;

 

участники Секции внесли в резолюцию Саммита следующие предложения:

 

  • рекомендовать российским производителям молочной продукции организовывать бизнес-клубы, доступ в которые закрывать недобросовестным компаниям;
  • в целях решения проблемы сбыта продукции разрабатывать меры по повышению доходов населения;
  • стимулировать развитие мелиоративных технологий; оказать поддержку в этом направлении регионам зоны повышенного риска истощения почв - Волгоградская, Саратовская, Оренбургская области;
  • стимулировать промышленные предприятия регионов направлять часть средств в развитие плодородия почв; воспользоваться опытом Республики Татарстан, где финансовую поддержку АПК оказывают предприятия нефтегазового комплекса;
  • рассмотреть целесообразность разработки и принятия закона о квотировании любой продукции;
  • использовать современные биотехнологии в пищевой промышленности:
    • в целях подготовки к возможным глобальным изменениям климата создавать генетически модифицированные культуры, устойчивые к воздействию различных климатических факторов;
    • в целях решения проблемы истощения плодородных почв создавать модифицированные культуры, приспособленные к засоленным, истощенным почвам;
    • в целях обеспечения народонаселения продовольствием в условиях увеличения численности человеческой популяции создавать культуры с повышенной урожайностью, пищевой ценностью;
  • разработать образовательные программы по формированию культуры здорового питания;
  • провести модернизацию системы государственной поддержки: основные средства направлять на создание российских сельскохозяйственных центров генетики;
  • предоставлять государственные преференции отечественному производителю сельскохозяйственных товаров;
  • создать механизм введения в оборот селекционных достижений, права на которые принадлежат государству, для последующего их использования в селекции;
  • обеспечить контроль сделок иностранных компаний, предметом которых являются интеллектуальные права на генетические материалы;
  • распространить антимонопольное законодательство на практику злоупотребления правами на интеллектуальную собственность;
  • рекомендовать российским инновационным предприятиям обращаться за поддержкой в Фонд СКОЛКОВО.

 

Секция
«Развитие оборонно-промышленного комплекса страны как двигателя модернизации промышленного производства»

 

Модератор:
Никонов Анатолий Михайлович, Профессор Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ

 

Докладчики:
Дорохин Павел Сергеевич, Заместитель председателя Комитета Государственная Думы ФС РФ по промышленности
Тема выступления: «Госзаказ в условиях современной России»

Пухов Дмитрий Дмитриевич, Менеджер по работе с партнерами Департамента мобильных решений для бизнеса ООО «Панасоник Рус»
Тема выступления: «Мобильные решения для модернизации промышленного производства и примеры применений для ВПК»

Тимофеев Юрий Сергеевич, Генеральный директор Открытое акционерное общество акционерная научно-промышленная компания «Блик»
Тема выступления: «Решение проблемных задач ускоренного создания и освоения производства новейших образцов военной техники, путем привлечения инновационных решений малых предприятий»

Соколов Анатолий Николаевич, Генеральный директор ООО «НПП «Электромаш- НН»
Тема выступления: «Индустриальный парк и кластер как эволюция высокотехнологичной региональной экономики»

Чуйко Виктор Михайлович, Президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения»
Тема выступления: «Некоторые проблемы развития авиастроения и авиадвигателестроения в РФ»

Жигалов Владимир Иванович, Заместитель директора по инновациям и инвестициям - начальник службы ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» (г.Саров, Нижегородской области)

Махутов Николай Андреевич, Председатель РГ РАН «Риск и безопасность», Советник РАН

Дубровин Юрий Николаевич, Президент Общественного объединения «Россоюзхолодпром»

 

Эксперты обратили внимание на следующие проблемы, препятствующие развитию оборонно-промышленного комплекса России:

 

  • нехватка бюджетных средств для финансирования Государственной программы перевооружений до 2020 года (ГПВ-2020);
  • износ промышленного оборудования (до 80% на некоторых предприятиях);
  • как правило, низкое качество российской продукции, производимой в больших масштабах;
  • низкий интерес инвесторов к малым предприятиям ОПК, существенное уменьшение портфеля заказов предприятий;
  • минимальная локализация или полное отсутствие продукции отечественного машиностроительного комплекса в сельскохозяйственных технологиях, хотя агропромышленный комплекс сегодня является лидером процесса импортозамещения, активно осуществляет трансфер технологий, быстрыми темпами наращивая долю отечественного сельскохозяйственного продукта на рынке;
  • проблема кадров: в реальном секторе экономики России занято всего 15 млн. человек; при этом до 80% выпускников технических вузов не работают по специальности;
  • разрыв между реальным сектором экономики, предприятиями, научными школами вузов и созданными в последние годы технопарками и бизнес-инкубаторами;
  • Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» по ряду показателей не выполнена, причем ответственность за ее неисполнение не возложена ни на одно ведомство или руководящее лицо;
  • российское гражданское авиастроение не справляется с потребностями внутреннего рынка; высокая доля импорта в гражданской авиации: в 2013 году на долю иностранных перевозок приходилось 95% пассажирооборота и 85% грузооборота;
  • рядом отраслей ОПК (в частности, гражданское авиастроение) утерян рынок стран СНГ;
  • в строительстве пассажирских самолетов совершен переход от массового производства и продаж к единичному, то есть нерентабельному;
  • значительное сокращение доли инвестиций в инжиниринг – до 1%;
  • отсутствие эффективной программы возрождения авиационной промышленности в стране;
  • низкий операционный уровень взаимодействия с предприятиями СНГ и мира;
  • невостребованность научных разработок в создании и производстве авиационной техники;
  • созданы корпорации сверхмонопольного типа, не имеющие конкретных долгосрочных государственных задач по удовлетворению потребностей внутреннего рынка всеми типами самолетов;
  • высокая доля импортных продуктов программного обеспечения на российском рынке; при этом барьером на пути внедрения отечественного программного обеспечения становится в России сопротивление руководителей предприятий, привыкших пользоваться импортом и доверяющих зарубежным партнерам;
  • большинство принимаемых в России стратегических решений не учитывает прогнозируемые риски, не опирается на конкретные факты, не сопровождается тщательным анализом последствий;
  • увеличение ВВП – иллюзия успешности экономики, так как этот показатель не содержит в себе реального продукта в естественном, материальном выражении;
  • глубокий упадок холодильной отрасли, что ставит под угрозу оборонную и продовольственную безопасность страны; например, в сельском хозяйстве из-за отсутствия хранилищ, средств перевозки и всей холодильной цепи гибнет до 60% произведенных продуктов;
  • высокий уровень коррупции в стране, препятствующий принятию инновационных решений.

 

В качестве мер, необходимых для повышения эффективности российской оборонной промышленности, участники Секции предложили:

 

  • создать Государственный Комитет по стратегическому планированию;
  • создать Государственный комитет по науке и технике, призванный по запросу государства реагировать на предложения, включенные в стратегический план экономического развития страны;
  • ужесточить контроль за целевым использованием средств в рамках государственного оборонного заказа;
  • в целях решения таких задач, как: качественное технологическое переоснащение сельскохозяйственного производства; стабилизация объемов производства и портфеля заказов промышленных предприятий; сохранение производственных компетенций и технологий двойного назначения оборонным промышленным комплексом, - восстановить концепцию взаимодействия промышленного машиностроения и отечественного сельского хозяйства;
  • в целях решения проблемы низкой платежеспособности сельхозпроизводителя создавать программы поддержки не только для аграриев как потенциальных потребителей отечественного промышленного продукта, но и для предприятий ОПК, создающих в рамках диверсификации производства продукт, востребованный в сельском хозяйстве, рыбной и иных перерабатывающих отраслях народного хозяйства страны;
  • с целью сохранения потенциала компаний оборонно-промышленного комплекса разработать на государственном и региональных уровнях программу поддержки предприятий ОПК, осуществляющих политику диверсификации с созданием общественно значимой продукции, востребованной в различных отраслях народного хозяйства страны. К разработке данной программы целесообразно привлечь представителей органов государственной власти и оборонно- промышленного комплекса;
  • инициировать создание Федеральной целевой программы по развитию авиационной промышленности;
  • стимулировать разработку и внедрение новых двигателей различных типов и размеров, обеспечивающих потребности всей линейки летательных аппаратов;
  • решить задачу совершенствования технологической базы;
  • инициировать создание государственного органа управления, координирующего программу возрождения авиастроения и отвечающего за ее выполнение;
  • увеличить государственное финансирования научных разработок до уровня ведущих стран мира;
  • разработать усовершенствованные программы подготовки кадров для выполнения Федеральной целевой программы по развитию авиационного строения;
  • стимулировать широкое внедрение созданных отечественных программных продуктов во все отрасли экономики;
  • на государственном уровне поддерживать отечественных производителей, ведущих конкурентную борьбу с зарубежными компаниями за внутренний рынок;
  • используя разработки российских компаний, создать национальную аппаратную программную платформу;
  • более последовательно проводить политику импортозамещения; рекомендовать руководителям российских предприятий использовать отечественные продукты, прежде всего, в отраслях, обеспечивающих национальную безопасность – оборонная, сфера IT (кибер-безопасность), продовольственный сектор; сформировать конкретные механизмы стимулирования и мониторинга участия российских компаний оборонного комплекса в заказах системообразующих компаний;
  • на федеральном уровне разработать программу снижения рисков в социальной и экономической сферах.