РЕЗОЛЮЦИЯ 
Саммита деловых кругов «Сильная Россия – 2012»

Торжественное открытие 

Отмечая такие ключевые проблемы развития российской экономики, как:·   

  • Низкая инвестиционная активность, недостаточная для поступательного развития экономики (доля государственного сектора сегодня составляет 40% всех инвестиций в России);·
  • Формальный характер работы региональных органов власти в части повышения инвестиционной привлекательности субъектов, неэффективность большинства принимаемых стратегий привлечения инвесторов;
  • Недостаточная прозрачность деятельности регулирующих органов; 
  • Неразвитость механизмов публичного контроля за естественными монополиями, инфраструктурными организациями и организациями коммунального комплекса;
  • Низкий уровень качества программ повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • «Кризис перепроизводства» специалистов гуманитарной направленности (юристов, экономистов, менеджеров) и, как следствие, острый дефицит инженерных кадров в промышленности; 
  • Низкий спрос на научные инновации;
  • Негативное отношение основной части взрослого населения к предпринимательскому классу;

 

Участники пленарного заседания внесли следующие предложения:

  • Способствовать формированию единого методологического пространства в сфере регулирования предпринимательской деятельности, а также автоматизации и информатизации работы регулирующих органов;
  • Актуализировать правовые основы системы регулирования с учетом изменения масштабов деятельности и структурных трансформаций, происходящих в системе;
  • Ускорить процесс принятия законопроекта, инициированного Федеральной службой по тарифам, направленного на унификацию административных процедур в области выдачи разрешений на проведение строительных работ (в частности,  предполагается введение долгосрочного (на пять лет) тарифа на присоединение к любым сетям внутри населенного пункта);
  • Сформировать группу генеральных конструкторов из числа известных ученых, закрепив за каждым одно из прорывных направлений современной научной мысли, а вместе с ним – ответственность за результат исследований и разработок в данной области;
  • Стимулировать партнерство бизнес-сообщества с высшими учебными заведениями в рамках переподготовки и повышения квалификации специалистов;
  • Содействовать переходу к системе общественной аккредитации, которая позволит оценивать действительный уровень подготовки специалиста, а не престижность учебного заведения, выдавшего ему диплом о высшем образовании;
  • Поощрять открытие «корпоративных университетов», которые помогут определить реальную потребность экономики в инженерных кадрах;
  • Рассмотреть возможность финансирования научных парков и «студенческих инкубаторов» при ВУЗах с целью стимулирования инновационной и предпринимательской активности в молодежной среде;
  • Развивать фестивальное движение как одно из наиболее действенных механизмов популяризации научного знания;
  • Шире пропагандировать необходимость изучения точных дисциплин в школе, напоминания детям, подросткам и их родителям о переизбытке гуманитариев на рынке труда.

 

 

Пленарная сессия

«Инвестиционная привлекательность регионов России»

Отмечая такие ключевые проблемы развития регионов РФ, как:

  • Преобладание сырьевой составляющей над инновационной в экономике страны;
  • Недостаточно высокий спрос на инновации со стороны крупного бизнеса;
  • Отсутствие инфраструктуры взаимодействия крупного бизнеса с малыми и средними инвестиционными предприятиями;
  • Многочисленные административные барьеры, затрудняющие разработку новых проектов; 
  • Неравномерный доступ населения к банковским офисам, банкоматам и платежным терминалам в зависимости от региона проживания и, как следствие, низкие в сравнении с европейскими показатели охвата граждан банковскими услугами;
  • Завышенные процентные ставки по программам кредитования, усугубляющие проблему недоступности банковских услуг;
  • Нежелание региональной власти сотрудничать с негосударственными некоммерческими организациями в рамках деятельности по оказанию населению социальных услуг, неразвитость механизмов государственно-частного и общественно-частного партнерства в этой сфере; 
  • Непопулярность социального предпринимательства как механизма внедрения инноваций, нехватка соответствующих проектов и инициатив; 
  • Нехватка квалифицированных кадров;
  • Несоответствие образовательных программ высшей школы запросам инновационной экономики, ориентация системы подготовки студентов инженерных специальностей на устаревшие индустриальные производства;
  • Отсутствие ряда профессиональных стандартов, необходимых для качественной подготовки учащихся и студентов;
  • Сокращение численности трудоспособного населения,

 

Участники сессии внесли следующие предложения:

  • Наращивать и совершенствовать практику обмена опытом между регионами по вопросу внедрения инноваций;
  • Способствовать формированию на базе территориальных ТПП, технопарков, высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов сети открытых коммуникационных площадок, которые объединят уникальную научно-техническую базу малых и средних инновационных предприятий, вузов и НИИ для решения конкретных технологических задач;
  • Изучить и доработать законодательную базу регионов с позиции устранения излишних административных барьеров и коррупционной составляющей; 
  • Разработать и внедрить региональные программы сопровождения и консультирования потенциальных и действующих инвесторов на примере опыта Калужской области;
  • Отказаться от политики «навязывания» подрядчиков поставщикам; 
  • Рассмотреть возможность привлечения как можно большего числа зарубежных подрядчиков к строительству различных инфраструктурных социальных объектов (вплоть до введения опыта возведения определенных объектов на территории Европейского Союза как обязательного условия для осуществления строительных работ на территории РФ);
  • Содействовать развитию электронных каналов доставки банковских услуг клиентам в качестве альтернативы «физическому» обслуживанию;
  • Поощрять инициативы социального предпринимательства, субсидировать социально значимую деятельность общественных некоммерческих  организаций с целью распространения эффективных практик предоставления социальных услуг (в том числе образовательных);
  • Стимулировать государственно-частное партнерство в сфере финансирования фармацевтических исследований, целью которых является разработка препаратов для комплексной борьбы с заболеваниями, представляющими наибольшую опасность для населения;  
  • Активизировать совместную работу региональных органов власти и предпринимательского сообщества по созданию образовательных кластеров на базе высших учебных заведений для целенаправленной подготовки и переподготовки инженерных кадров;
  • Пересмотреть образовательные программы высших учебных заведений с точки зрения их соответствия государственному курсу на инновационное развитие;
  • Ускорить принятие профессиональных стандартов; 
  • Определить задачу регулирования миграционных процессов как одну из приоритетных для развития экономики страны.

 

Панельная дискуссия

«Строительный комплекс России»

Отмечая такие ключевые проблемы развития отрасли, как:

  • Многочисленные административные барьеры, затрудняющие процесс получения разрешительной документации на возведение строительных объектов;
  • Отстающие позиции России в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса в 2012 году», в котором по показателю простоты получения разрешений на строительство наша страна занимает 178 место из 183;
  • Устаревание методов управления и организации строительных процессов;
  • Отсутствие единых российско-европейских технических стандартов и требований в области строительства;
  • Высокие проценты по кредитным ставкам для застройщиков;
  • Требование 100-процентного резервирования средств при выдаче кредитов на строительство;  
  • Растущее число проблемных строительных объектов в связи с банкротством застройщиков;
  • Недовольство жилищными условиями, которое выказывают 70% россиян и которое, в частности, объясняется недостаточно высокими темпами строительства социального жилья и недоступностью коммерческого;
  • Отсутствие вариативных механизмов приобретения жилого имущества (программы ипотечного кредитования могут позволить себе не более 20% населения страны);
  • Недостаточно внимательное отношение местных органов власти к проблемам градостроительной политики, которое, в частности, выражается в том, что генеральные планы строительства утверждены лишь в трети субъектов и муниципалитетов РФ;
  • Высокая степень износа промышленных предприятий, специализирующихся на выпуске строительных материалов, и, как следствие, их низкие производственные мощности;
  • Затрудненный с финансовой точки зрения процесс продвижения новой продукции в таких приоритетных сегментах строительного сектора, как производство бетона, кровельных и фасадных конструкций, строительной химии, подземного строительства, а также при освоении территорий со сложной идеологической структурой;
  • Непрозрачная стоимость строительных материалов, которая во многом формируется в процессе их транспортировки за счет искусственных накруток перевалочных компаний; 
  • Неготовность проектных организаций к рискам, которые может повлечь включение в проекты строительства инновационных технологий и материалов;
  • Сложное экономическое положение проектных организаций малого и среднего бизнеса, на которые не распространяется действие федерального закона № 432-ФЗ «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»»;
  • Неудовлетворительный уровень профессиональной подготовки инженерных и рабочих кадров;

 

Участники сессии внесли следующие предложения:

  • Создавать максимально благоприятные условия для привлечения инвестиций в строительную отрасль;
  • От призывов перейти к конкретным действиям по устранению административных барьеров при получении разрешительной документации;
  • Актуализировать нормативную базу, регламентирующую работу строительного сектора;
  • Ускорить процесс унификации требований технических регламентов и гармонизации стандартов;
  • Повысить эффективность градостроительной политики в регионах;
  • Совершенствовать механизмы государственно-частного партнерства в строительном секторе;
  • Стимулировать процессы модернизации промышленных предприятий; 
  • Стимулировать применение инновационных технологий и материалов в строительном секторе, поддерживать внедрение энергоэффективных технологий;
  • Стимулировать отечественные научные разработки и исследования в строительной отрасли;
  • Предусмотреть налоговые преференции для разработчиков и производителей инновационных материалов;
  • Создавать для населения максимально выгодные условия приобретения жилого недвижимого имущества и земельных участков, совершенствовать и развивать программы ипотечного кредитования, наращивать темпы реализации программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, а также программы предоставления жилья молодым семьям;
  • Развивать рынок арендного жилья;
  • Совершенствовать механизмы проведения аукционов на земельные участки;
  • Обеспечить своевременное резервирование земли под объекты общественного социального назначения;
  • Развивать программы кредитования застройщиков на принципах проектного финансирования;
  • Упростить процедуру привлечения средств дольщиков в целях увеличения объемов строительства доступного и качественного жилья;
  • Обязать строительные организации в рамках проведения тендеров подтверждать наличие соответствующих мощностей, опыта строительства аналогичных объектов, кадрового потенциала и других необходимых компетенций, снизив при этом значение ценового фактора и законодательно закрепив понятие «демпинг». В связи с этим - принять «Закон о закупках в строительном секторе» либо внести изменения в федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • Совершенствовать систему аттестации и повышения квалификации работников строительного сектора (в том числе с позиции освоения новейших технологий и материалов);
  • Стимулировать создание на предприятиях учебных комбинатов для сотрудников;
  • Содействовать проведению профессиональных конкурсов;
  • Регулировать тарифы на основные строительные материалы;
  • Стимулировать промышленные предприятия к сотрудничеству с цементными заводами с целью безопасной утилизации твердых бытовых отходов;
  • Внести изменения в законодательную базу РФ, предусматривающие усиление ответственности Саморегулируемых организаций (СРО) за свою деятельность (в том числе за качество контроля за деятельностью членов СРО), закрепление за СРО права на участие в разработке документов в области технического регулирования, а также обеспечение информационной открытости деятельности СРО. Кроме того, урегулировать вопросы страхования гражданской ответственности членов СРО, использования средств компенсационного Фонда, реорганизации членов СРО.

 

Панельная дискуссия

«Здоровая нация - сильная Россия»

Отмечая такие ключевые проблемы развития отрасли, как:

  • Отсутствие утвержденной федеральной концепции развития системы отечественного здравоохранения;
  • Недостаточное финансирование системы здравоохранения в целом и программы государственных гарантий в сфере охраны здоровья граждан в частности; 
  • Нерациональное использование бюджетных средств;
  • Недостаточная эффективность управленческих кадров;
  • Неравный доступ россиян к медицинским услугам;
  • Неравный доступ населения к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам;
  • Отсутствие действенных механизмов профилактики неинфекционных заболеваний, несмотря ее задекларированную необходимость;
  • Снижение численности населения трудоспособного возраста, увеличение доли пенсионеров в структуре населения РФ;
  • Устойчивая тенденция к росту онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, низкие показатели их выявляемости на ранних стадиях и, как результат, высокая смертность населения от предотвратимых причин;
  • Высокая (до 80%) степень износа диагностического медицинского оборудования;
  • Отставание России от стран ЕС, Японии и США в области применения мирных атомных технологий в медицине, невозможность удовлетворить потребность пациентов в лучевых методах обследования и лечения;
  • Низкие объемы производства отечественных радиофармпрепаратов, покрывающие не более 3% потенциального спроса;
  • Невозможность удовлетворить потребность в хирургическом лечении 80% пациентов, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • Отсутствие у большинства граждан привычки к здоровому образу жизни, что, в частности, демонстрирует тенденция к повышенной массе тела среди мужчин и женщин в возрасте от 40 до 70 лет;
  • Низкие заработные платы работников медицинской сферы;
  • Кадровый дефицит, который особенно остро проявляется в небольших населенных пунктах;
  • Низкий уровень квалификации медицинских работников, нарастающее недовольство населения качеством услуг, которые они оказывают, утрата престижа профессии врача и доверия к ней,

 

Участники дискуссии внесли следующие предложения:

  • Рассмотреть возможность увеличения объема государственного финансирования медицинской сферы по меньшей мере в два раза (с 3,7% до 7,4% расходной части бюджета РФ);
  • Принять концепцию развития системы отечественного здравоохранения, учитывая мировую тенденцию перехода к медицине четырех «П»: предсказательной, профилактической, персонализированной, при участии пациентов;
  • Разработать и внедрить механизмы профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни;
  • Совершенствовать законодательную базу в области регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (в частности, принять Закон об обязательном использовании йодированной соли), а также рекламы (в том числе пищевых продуктов); 
  • Стимулировать межведомственное взаимодействие и государственно-частное партнерство по вопросам обеспечения безопасности продуктов питания, повышения акцизов на «нездоровые» продовольственные товары, алкогольную и табачную продукцию, а также в рамках реализации программ, направленных на защиту населения от воздействия вредных факторов окружающей среды, обеспечение безопасных условий на рабочих местах и т.п.;
  • Законодательно предусмотреть ответственность работодателя за прохождение его работниками диспансерного наблюдения;
  • Стимулировать возрождение производственной медицины с целью первичной медицинской профилактики среди работающего населения;
  • Ввести полный запрет на курение в медицинских учреждениях;
  • Изучить, проанализировать и доработать нормативно-правовую базу с позиции государственной поддержки граждан в части лекарственного обеспечения;
  • Направить дополнительные усилия на координацию работ по управлению лекарственным обеспечением на всех уровнях системы здравоохранения;
  • Ускорить процесс внедрения механизма лекарственного страхования;
  • Содействовать развитию отечественной фармацевтической промышленности, развивать сотрудничество государственных научно-исследовательских институтов с фармацевтическими компаниями в области разработки и внедрения препаратов для лечения социально значимых заболеваний; 
  • Использовать опыт Вологодской области в части внедрения программы мониторинга артериальной гипертонии;
  • Принимая во внимание положительные результаты экспериментального проекта Вологодской области, закрепить за участковыми терапевтами помощников, вверив в их обязанности выявление и патронаж социально неустойчивых семей;
  • Изучить и при необходимости использовать программы подготовки учителей по здоровьесберегающим образовательным технологиям, разработанные Администрацией Вологодской области совместно с Институтом развития образования Вологодской области;
  • Совершенствовать систему подготовки старшего и среднего медицинского персонала (вводить курсы, обучающие работе с высокотехнологичным оборудованием);
  • Использовать опыт  проведения общенациональных лекционных Интернет-сессий   под руководством академика В.Т. Ивашкина с целью увеличения показателей охвата медицинских работников программами повышения квалификации;
  • Способствовать изменению действующей системы аттестации врача в сторону повышения роли общественных медицинских организаций;
  • Рассмотреть возможность принятия и реализации федеральной программы строительства социального жилья в регионах для медицинских работников и их семей.

 

Панельная дискуссия

«Развитие и внедрение инновационных технологий в ТЭК»

Отмечая такие ключевые проблемы развития отрасли, как:

  • Неизбежный спад добычи нефти, прогнозируемый в будущем, ухудшение качества остаточной нефти;
  • Неэкономное расходование ресурсов; 
  • Недостаточно развитая инфраструктура для глубокой переработки сырья;
  • Устаревание материально-технической базы нефтяной, газовой и угольной промышленности в РФ;
  • Монополизация топливно-энергетического комплекса крупными корпорациями, часть которых, не имея конкурентов, противится внедрению новых технологий в разработке нефтяных и газовых месторождений;
  • Низкие (в сравнение с развитыми странами) затраты на НИОКР - как со стороны государства, так и со стороны частного сектора;
  • Неспособность российского нефтегазового комплекса конкурировать на мировом рынке сжиженного природного газа;
  • Концентрация производства электроэнергии на крупных тепловых, гидравлических и атомных станциях, при этом малая распределенная энергетика в системе энергоснабжения РФ занимает незначительную долю. Эта централизованная модель характеризуется недостаточной чувствительностью к требованиям потребителей, высокими потерями в электрических сетях, низкой топливной эффективностью кондиционных электрогенерирующих установок по сравнению с когенерационными;
  • Теплоснабжение в большинстве средних и малых населенных пунктах России осуществляется за счет работы котельных (из 157 городов страны с населением от 50 до 100 тысяч человек ТЭЦ имеются лишь в половине), которые демонстрируют низкую эффективность сжигания топлива;
  • Повсеместное отсутствие схем теплоснабжения населенных пунктов;
  • Отсутствие действенной системы учета для потребителей электрической энергии; 
  • Накопление экологического вреда в результате деятельности ТЭК;
  • Усугубление ситуации негативными последствиями применения закона «О саморегулируемых организациях». В их числе: резкое снижение качества исполнения работ и услуг, замещение персональной ответственности исполнителя за качество исполнения услуг перед государством на коллективную ответственность перед потребителем, существенное увеличение финансовой нагрузки на профессиональное сообщество - членов СРО, а также расширение возможностей для реализации коррупционных схем. Кроме того, в свете полноценного вступления РФ в ВТО закон «О СРО» может повлечь снижение конкурентоспособности российских компаний либо увод их производства за рубеж, поскольку требование обязательного членства в СРО к иностранным компаниям неприменимо; 

 

Участники дискуссии внесли следующие предложения:

  • Внедрить механизмы государственного регулирования в сфере разработки нефтегазовых месторождений; 
  • Рассмотреть возможность увеличения государственного финансирования НИОКР в нефтегазовом секторе; 
  • Содействовать созданию специализированных научных центров на базе отраслевых институтов и ВУЗов;
  • Предусмотреть налоговые инструменты, стимулирующие инвестиции бизнеса в инновации (особое внимание уделив решению проблемы освоения трудноизвлекаемых запасов нефти);
  • Стимулировать применение технологии сжижения природного газа;
  • Поддерживать совместные программы компаний топливно-энергетического комплекса, направленные на исследование и испытание новейших методов увеличения нефтеотдачи пластов;
  • Обеспечить научное сопровождение опытных работ в данной области;
  • Оптимизировать систему производства электроэнергии за счет технологий возобновляемой энергетики - таких, как газотурбинные установки, микротурбины, паро- и газовые установки малой мощности, солнечные батареи, ветряные установки;
  • Приступить к реализации сценария совместного развития электроэнергетики и теплоснабжения (согласно прогнозу, замена котельных на установки когенерации в секторе ЖКХ может дать прирост распределенного производства электрической энергии в объеме не менее 250 млрд. КВт/час, что закроет около 50% потребности в росте электропотребления до 2030 года, позволит сократить существующие планы ввода крупных электростанций, обеспечит вовлечение местных топливных и возобновляемых ресурсов, повысит уровень энергетической безопасности и экологической эффективности, позволит привлекать в строительство объектов энергетики малых и средних инвесторов);
  • Адаптировать нормативно-правовую базу к обозначенному выше сценарию, в том числе:
    • разработать Концепцию национальной энергетической политики, 
    • принять комплекс мер по поддержке малой распределенной энергетики и когенерации, - ввести административный запрет  на сжигание топлива без использования когенерации, 
    • ограничить ввод нового оборудования без использования когенерации, 
    • предусмотреть государственную поддержку для возобновляемых источников энергии на розничном рынке у потребителей и в теплоснабжении;
  • Провести в 2012 году корректировку Генеральной схемы развития ТЭК до 2030 года в соответствии с новыми подходами, переориентировав ее на комплексное  развитие централизованной и распределенной энергетики, на совместное развитие электроэнергетического и теплоэнергетического комплекса, а также на максимальное развитие потенциала когенерации;
  • Разработать соответствующие региональные программы развития электроэнергетики, а также муниципальные схемы теплоснабжения;
  • Ограничить максимально допустимую мощность потребляемой домохозяйствами электрической энергии;
  • Отменить Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N315-Ф3 "О саморегулируемых организациях" как дискриминирующий отечественного производителя;
  • Предусмотреть передачу регулирующих функций от саморегулируемых организаций соответствующим государственным отраслевым органам, заменив систему допусков, выдаваемых саморегулируемыми организациями, системой государственного лицензирования и/или аккредитации;
  • Проработать механизм выбора формы регулирования в той или иной отрасли, а для отдельных саморегулируемых организаций, профессиональных союзов или ассоциаций, демонстрирующих высокую эффективность и имеющих высокий авторитет в профессиональной среде, предусмотреть возможность участия в разработке механизмов государственного регулирования;
  • Внести необходимые  изменения в Закон о «О лицензировании отдельных видов деятельности».

 

Панельная дискуссия

«Развитие Информационного общества в России»

Отмечая такие ключевые проблемы развития отрасли, как:

  • Отсутствие четкой государственной политики в области формирования российского информационного пространства, развития систем массовой информации, интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство;
  • Наличие целого ряда нерешенных правовых вопросов, в числе которых: условия признания электронного документа эквивалентом бумажного документа; ограничения на распространение информации противоправного содержания и ответственность за содержание и размещение в сети информации; правовой статус субъектов, осуществляющих деятельность в сети интернет (контент-провайдеры, сервис-провайдеры, хостинг-провайдеры); введение ограничений на использование интернета детьми; правовые механизмы противодействия спаму; аутентификация пользователя интернет-услугами, использование биометрии для идентификации граждан; регулирование электронной торговли; правовой статус доменных имен и их защита; законодательное регулирование безопасности критически важных объектов информационной инфраструктуры; усиление ответственности за преступления в сфере компьютерной информации, уточнение составов преступлений с учетом накопленной практики, их расследование; уточнение процессуальных норм; формирование институтов ограничения доступа к информации, в частности, института служебной тайны.
  • Отсутствие единой методологии правового регулирования процессов развития информационного общества, что связано, в частности, с относительной новизной сферы правового регулирования, со стремительным развитием и конвергенцией ИКТ, с отсутствием научных юридических школ и недостаточным уровнем подготовки юристов в высшей школе;
  • Недостаточная системность законопроектного процесса, что, помимо перечисленных выше причин, обусловлено отсутствием координирующей структуры, обеспечивающей мониторинг и экспертизу законопроектов, анализ практики правоприменения, выработку методологии и приоритетов законопроектной деятельности;
  • Недостаточное внимание к рекомендациям международных организаций, нежелание учитывать зарубежную правоприменительную практику;
  • Проблема неисполнения существующего законодательства;  
  • Разрозненность правовых норм в области применения ИКТ, которая затрудняет их мониторинг и гармонизацию на этапе подготовки законопроектов и становится причиной несогласованности терминологий и дефиниций, а также существенного различия в правовых подходах и юридических конструкциях, использованных в тех или иных федеральных законах;
  • Отстающие позиции РФ в международных рейтингах делового климата;
  • Низкие расходы бизнеса на НИОКР;
  • Зависимость крупнейших российских ресурсных и промышленных компаний от иностранных технологий, ПО и оборудования;
  • Замедленный темп построения «Электронного правительства»;
  • «Цифровое неравенство» населения, которое ставит наличие, цену и качество информационных услуг в зависимость от места проживания гражданина; 
  • Нежелание россиян, располагающих доступом в Интернет, пользоваться услугами электронного правительства, непонимание преимуществ такой формы взаимодействия с органами государственной власти; 
  • Низкий интерес выпускников школ к информатике, а следовательно, и к специальностям IT-сферы (в 2012 году информатику в качестве необязательного ЕГЭ выбрали лишь 7% экзаменующихся); 
  • Низкий уровень теоретической и практической подготовки школьников по информатике;
  • Содержательное и практическое отставание образовательных программ вузов от действительных потребностей рынка информационных технологий, которое приводит к кадровому «голоду» в отрасли;
  • «Утечка мозгов», которая усугубляет проблему нехватки квалифицированных специалистов;

 

Участники дискуссии внесли следующие предложения:

  • Актуализировать государственную стратегию развития информационного общества (в том числе Доктрину информационной безопасности) в соответствие с текущими показателями и возможностями;
  • Пересмотреть Концепцию региональной информатизации;
  • Проконтролировать исполнение Министерством связи и массовых коммуникаций обязанности подготовки ежегодных национальных докладов о состоянии развития информационного общества;
  • Пролонгировать программу разработки отечественного программного обеспечения для особого компьютерного моделирования, для машиностроения;
  • Стимулировать внедрение инновационных технологий, а также финансирование НИОКР со стороны крупного российского бизнеса;
  • Обязать «Ростелеком» инвестировать часть прибыли, полученной от пользователей сети Интернет в том или ином субъекте, в программы этого субъекта по формированию информационной инфраструктуры с целью преодоления «цифрового неравенства»;
  • Поручить Министерству образования и науки РФ разработку специального курса для работников образовательных учреждений по повышению информационной грамотности, который бы рассказывал о последних достижениях в области ИКТ;
  • Улучшить подготовку учащихся российских школ по математике и информатике, пересмотреть с этой позиции учебную программу; 
  • Совместно с экспертами и представителями бизнес-сообщества разработать современные методики обучения студентов Высших учебных заведений по предмету «Информационные технологии»;
  • Рассмотреть возможность разработки и введения в образовательные программы вузов дисциплины «Философия информационного общества»;
  • Препятствовать оттоку талантливых специалистов за рубеж;
  • Приступить к формированию культуры информационной безопасности, привлекать граждан к участию в электронном правительстве, пропагандировать среди населения (конечного потребителя) важность инноваций в сфере ИКТ.

 

Совместное заседание Межведомственной рабочей группы по инновационному законодательству при Администрации Президента РФ и Комитета ТПП РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России на тему: 

«Формирование современной кадровой политики России»

Отмечая такие ключевые проблемы российской кадровой политики, как:

  • Отставание России в мировом рейтинге кадрового благополучия: мы заняли 29 место из 31, уступив Болгарии, Венгрии, Дании и ряду других стран;
  • Неспособность существующего рынка труда удовлетворить потребности бизнеса в квалифицированных инженерных и рабочих кадрах;
  • Относительно невысокое качество рабочих мест, которые соискателям предлагают предприятия малого и среднего бизнеса;
  • Несовершенство законодательной базы в сфере охраны труда и миграционной политики, которая не мотивирует работодателя к переходу на высокотехнологичные, человекосберегающие способы производства, косвенно потворствуя найму дешевой неквалифицированной рабочей силы из-за рубежа;
  • Низкая правовая информированность российских компаний относительно действующих правил работы на международных рынках (в том числе, в рамках вступления РФ в ВТО);
  • Недостаточный уровень компетенций управленческих кадров в высокотехнологических отраслях экономики; 
  • Отсутствие у вузов четкой мотивации к повышению показателей трудоустройства выпускников по специальности;
  • Ориентация системы подготовки студентов инженерных специальностей на устаревшие индустриальные производства и ее несоответствие запросам современных предприятий; 
  • Неучастие основной массы коммерческих предприятий в формировании заказа для образовательных учреждений высшего и среднего профессионального звена на подготовку кадров;
  • Преобладание на рынке труда специалистов гуманитарного профиля, вызванное низким интересом школьников к физико-математическим дисциплинам;
  • Негативное отношение россиян к рабочим специальностям, особенно устоявшееся в молодежной среде;
  • Неспособность существующей системы переподготовки и повышения квалификации кадров удовлетворить потребность современных производств в непрерывном образовании работников, обусловленную ускоренными темпами развития информационного общества;
  • Старение педагогических кадров, недостаточная мотивация (в том числе материальная) молодых ученых к преподавательской деятельности;

 

Участники заседания внесли следующие предложения:

  • Ввести систему мониторинга рынка труда на федеральном уровне, разработав критерии оценки эффективности функционирования рынка труда и реализации государственной кадровой политики;
  • Стимулировать заинтересованность российских компаний в соблюдении норм международных конвенций, регулирующих деятельность делового сообщества и направленных на повышение его открытости;
  • Рассмотреть возможность внедрения дополнительных механизмов государственной поддержки для предприятий, реализующих программы обучения и переквалификации сотрудников;
  • Предусмотреть механизмы льготного налогообложения для работодателей, принимающих на работу молодых специалистов в приоритетных отраслях и сферах экономической деятельности;
  • Ужесточить систему налогообложения для работодателей, стимулирующих временную занятость (менее одного года) и привлекающих иностранную неквалифицированную рабочую силу;
  • Стимулировать взаимодействие государства, образовательного и предпринимательского сообществ в части целевой подготовки студентов и  учащихся колледжей по специальностям, наиболее востребованным в том или ином регионе, а также для приоритетных отраслей экономики;
  • Рассмотреть возможность создания специализированного органа исполнительной власти, в обязанности которого входили бы мониторинг рынка труда, обобщение запросов работодателей и формирование целевого заказа на подготовку кадров, согласно действительным потребностям экономики;
  • Стимулировать непосредственное участие бизнеса в образовательном процессе (в том числе в части разработки профессиональных стандартов по ряду специальностей);
  • Передать в ведение ведущих российских национально-исследовательских университетов физико-математические школы и профильные классы общеобразовательных школ, а также вверить в их обязанности подготовку педагогических кадров по данному направлению;
  • Изучить опыт Москвы в части формирования кадрового резерва проектных менеджеров образования;
  • Следуя примеру столицы, посредством специального коэффициента "привязать" заработную плату руководящих кадров в сфере образования к заработной плате педагогического коллектива с целью повышения личной заинтересованности управленцев в материальном благополучии коллектива.