25 июня 2010 года в Москве, в государственном Музее-заповеднике «Царицыно» состоялось ежегодное мероприятие бизнес-сообщества - Саммит деловых кругов  «Сильная Россия - 2010». Организаторами мероприятия выступили Государственная Дума ФС РФ, Межведомственная рабочая группа по инновационному законодательству при Администрации Президента РФ, Институт современного развития, Национальное Агентство стратегических программ.

Целью ежегодного Саммита деловых кругов является создание целостного образа современной России и формирование позитивного государственного имиджа в глазах мирового сообщества на основе реальных достижений в экономике и социальной сфере, в области инноваций, роста качества жизни российских граждан и обеспечения стабильного развития страны. Основной темой Саммита-2010 стало инновационное развитие социально-экономической сферы России за счет рационального и эффективного использования национальных ресурсов, а также их воспроизводства и наращивания. 

Данная тема обсуждалась в ходе пленарного заседания, которое прошло в форме панельных дискуссий по вопросам стратегического планирования развития регионов, формирования культуры безопасности жизнедеятельности, развития массового спорта и туризма. Также в рамках Саммита деловых кругов «Сильная Россия - 2010» состоялись заседания круглых столов отраслевой тематики, в ходе которых эксперты рассмотрели вопросы взаимодействия предпринимательского сообщества и органов власти в развитии сферы информационно-коммуникационных технологий, строительства и ЖКХ, транспортной инфраструктуры, энергоэффективности экономики, здравоохранения.  

В ходе Саммита было отмечено, что первоочередная задача, которая стоит перед Россией, заключается в создании условий для развития и модернизации отечественного производства, сокращении импортозависимости стратегических сфер экономики, решения демографической проблемы, вопросов безопасности жизнедеятельности граждан и укрепления здоровья нации. Участники мероприятия пришли к выводу, что комплексный подход к укреплению российского государства, затрагивающий основные вопросы оздоровления экономики и социальной сферы, должен основываться, в первую очередь, на реализации человеческого потенциала россиян, а также потенциала партнерства государства и общества в выполнении важнейших задач развития страны: реализации инфраструктурных проектов, поддержки науки и инноваций, внедрении высоких технологий и т.д.    

Проанализировав доклады и выступления, прозвучавшие в ходе мероприятия по вопросам развития основных отраслей экономики и социальной сферы, участники Саммита деловых кругов «Сильная Россия - 2010» предлагают:

 

Стратегическое планирование развития регионов

  • Совершенствование процесса согласования программ социально-экономического развития и схем территориального планирования федерального, регионального и муниципального уровней требует разработки методических рекомендаций и нормативно-технические документов, включающих обязательные требования к содержанию данных стратегий.
  • Также существует потребность в законодательной основе для взаимодействия органов власти всех уровней при разработке и реализации документов социально-экономического и территориального планирования в рамках одной территории.
  • Необходимо учесть механизмы согласования отраслевых программных документов стратегического планирования с документами стратегического планирования территориального и регионального развития, стратегических документов субъектов РФ, федеральных округов и Российской Федерации между собой и с документами среднесрочного и краткосрочного планирования.
  • В системе стратегического планирования развития регионов необходимо предусмотреть реализацию инвестиционных проектов уровня макрорегионов и федеральных округов с целью оптимального территориального распределения и использования инфраструктуры для модернизации и технологического развития региональных экономик.
  • Целесообразно ввести в состав документов территориального планирования Российской Федерации Генеральную схему пространственного развития РФ и схемы территориального планирования федеральных округов.
  • При разработке стратегий регионального и муниципального развития рекомендовать исходить из приоритета инновационного развития, предусматривать реализацию мер, направленных на повышение конкурентоспособности региона за счет модернизации и развития его экономического потенциала.
  • При планировании стратегического развития регионов и территорий необходимо учитывать демографический фактор, связанный с прогнозом потребности в трудовых ресурсах и возможности по привлечению дополнительной рабочей силы за счет трудовой миграции.

 

Формирование культуры безопасности

  • Задача формирования культуры безопасности требует разработки комплексного государственного подхода с привлечением к работе представителей бизнес-сообщества, научных учреждений, общественных и политических институтов, средств массовой информации с целью повышения уровня образованности граждан в области безопасности жизнедеятельности, в других смежных областях знаний, усиления сплоченности общества перед угрозами современного мира, повышения уровня духовно-нравственного, психологического и патриотического воспитания, укрепления имиджа государства и государственных служб, обеспечивающих безопасность населения.
  • Рассмотреть целесообразность создания специального межведомственного координационного органа по формированию культуры безопасности с участием ключевым министерств и ведомств РФ с функциями мониторинга культуры безопасности жизнедеятельности и разработки проектов нормативно-правовых актов в данной области.
  • Для формирования научного подхода к решению проблем культуры безопасности в обществе необходимо выйти с предложением к Российской академии наук создать структурное подразделение по изучению проблем безопасности жизнедеятельности и формирования культуры безопасности в обществе.
  • Широкие возможности для формирования в обществе культуры безопасности предоставляют Интернет-технологии. Эффективное решение этой важной задачи диктует необходимость производства соответствующих мультимедийных программ, сайтов, публикаций, печатных изданий, заказчиками которых должны стать государственные органы, занимающиеся вопросами безопасности.
  • Важным направлением работы по формированию культуры безопасности является разработка специализированных просветительских и обучающих программ для общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, эстетического воспитания, досуговых учреждений.
  • Перспективным и экономически целесообразным направлением работы предприятий по организации трудовой деятельности является материальное стимулирование соблюдения работниками трудовой и производственной дисциплины, а также регулярная аттестация персонала по безопасности труда.
  • Представляется необходимым разработать законодательную основу для возмещения бюджетных средств, затраченных на проведение аварийно-спасательных работ и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, возникших  по вине организаций и граждан вследствие создания ими прямых и косвенных предпосылок к возникновению ЧС.
  • Обеспечить принятие проекта федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта».
  • С целью улучшения ситуации с пожарной безопасностью активизировать работу по принятию проектов федеральных законов о противопожарном страховании и добровольной пожарной охране и обеспечить их реализацию. Ужесточить уголовную и административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности путем внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательство РФ.
  • Для повышения уровня безопасности объектов и снижения административной нагрузки на хозяйственные субъекты представляется целесообразным внедрение системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности и безопасности жизнедеятельности населения – аудита безопасности.
  • Продолжить работу по созданию, развитию и функционированию ОКСИОН.
  • Продолжить работу по повышению готовности и оперативности действий органов управления и сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС с привлечением ресурсов НЦУКС.
  • Продолжить межведомственное взаимодействие и развитие государственно-частного партнерства в рамках реализации партийного проекта с целью повышения эффективности внедрения норм безопасного поведения в жизнь общества.    

 

Развитие массового спорта и туризма в России

  • Для реализации эффективной политики в сфере физической культуры и массового спорта необходимо определить государственные приоритеты поддержки данных направлений.
  • Развитие сети спортивных сооружений по месту жительства в виде комплексных спортивно-игровых площадок и комплексов для оздоровительной гимнастики, строительство, реконструкция и ремонт спортивных сооружений требует широкого внедрения в отрасли механизмов государственно-частного партнерства.
  • С целью сохранения доступности спорта для различных категорий населения необходимо установить регулируемые тарифы и обеспечить контроль над стоимостью услуг государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта.
  • Создавать условия для привлечения частных инвестиций в развитие материально-технической базы детского и юношеского спорта.
  • Рассмотреть возможность ускорения разработки государственных программ поддержки и развития туризма федерального, регионального, муниципального уровней, в которых необходимо предусмотреть стимулирование потребительского спроса, преференции для инвесторов, снижение налоговых ставок в кризисный период.
  • Целесообразно использовать механизмы государственно-частного партнерства для развития туристско-рекреационной инфраструктуры, включая строительство сопутствующих инфраструктурных объектов, способствующих более активному привлечению туристов.
  • Продвижение российского туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках требует создания эффективной имиджевой и маркетинговой стратегии.  
  • В сфере подготовки специалистов для отрасли туризма представляется необходимым провести корректировку существующих образовательных стандартов в соответствии с современными требованиями рынка и ориентацией на практическую ценность получаемых знаний.   

 

Информационные и телекоммуникационные технологии

  • Для повышения эффективности управления процессом развития информационных технологий в России предлагается на федеральном уровне разработать организационно-методологическую систему и административные регламенты, а также сформировать соответствующие государственные структуры.
  • Продолжить совершенствование нормативно-правовой базы и технических регламентов, регулирующих использование информационных технологий в различных отраслях экономики.
  • Определить в качестве приоритета государственной поддержки использование конкурентоспособных отечественных научно-технических и промышленных разработок в сфере информационных технологий, ИТ-инфраструктуры, а также услуг российских компаний ИТ-сферы государственными, бюджетными учреждениями и предприятиями с государственным участием.
  • В сфере государственных закупок товаров и услуг в сфере информационных технологий требуется усовершенствование механизмов на основе комплексного подхода к реализации взаимоувязанных проектов и специализированных механизмов для закупок технологически сложных товаров и услуг.
  • Бурное развитие сети Интернет и различных сетевых видов деятельности определяет необходимость разработки законодательной базы по основным направлениям регулирования электронного пространства: электронная коммерция, защита интеллектуальной собственности, идентификация пользователей и т.д.
  • Представляется необходимым принимать более решительные меры к пресечению распространения в национальном информационном пространстве агрессивного контента, нарушающего законодательство РФ; стимулировать увеличение объема информации, направленной на формирование установок социально ответственного поведения, здорового образа жизни, традиционных ценностей.
  • Введение статуса отечественного производителя, дающего право на получение преференций при проведении государственных и муниципальных торгов, будет значимой мерой поддержки российских компаний телекоммуникационной сферы.
  • Необходимо перейти от слов к делу в устранении излишних  административные барьеры и проявления монополизма  при подключении малых потребителей к электросетям, землеотводе, лицензировании в области оказания услуг связи, регулировании радиочастотного спектра, доступе к магистральным сетям связи, на объекты федеральной и муниципальной собственности.
  • Актуальной потребностью отечественных телекоммуникационных компаний является упрощение процедуры таможенного оформления товаров с целью активизации развития рынка ИКТ.
  • Принять правила доступа компаний телекоммуникационной сферы к услугам естественных монополий, направленные на создание равных условий для всех участников рынка, а также установить административную ответственность за нарушение данных правил должностными лицами. 
  • Создать законодательные, налоговые и экономические стимулы для развития механизмов венчурного финансирования российских ИТ-проектов с целью увеличения экспорта продуктов и услуг отрасли, эффективной коммерциализации новых ИТ-продуктов.
  • Организовать привлечение практических специалистов сферы ИТ к разработке образовательных стандартов и преподаванию в вузах.

 

Строительный комплекс и ЖКХ

  • Продолжить снижение административных барьеров в строительной отрасли, предусмотреть упрощение процедур предоставления земельных участков и выдачи разрешений на строительство и проведение государственной экспертизы.
  • Рекомендовать Правительству РФ разработать «Долгосрочную стратегию государственной жилищной политики Российской Федерации до 2020 года» с целью повышения эффективности планирования и реализации государственной жилищной политики, увеличения объемов строительства жилья.
  • В закон «О саморегулируемых организациях» необходимо внести норму о централизованной выдаче допусков СРО в целях пресечения злоупотреблений и коммерциализации деятельности саморегулируемых организаций.
  • Ценообразование в строительстве и промышленности стройматериалов должно быть прозрачным, осуществляться на основе использования объективных показателей, исключать избыточные поправочные коэффициенты, индексы, условия и ограничения, имеющие субъективный характер.
  • С целью увеличения объемов жилищного строительства и обеспечения граждан доступным жильем необходимо реализовать комплекс мер: предоставление бесплатных земельных участков для строительства социального жилья, сокращение сроков оформления разрешительной документации на строительство до 5 месяцев, снижение себестоимости кредитов, предоставление отсрочек по платежам за земельные участки, восстановление государственного регулирования рынка стройматериалов.
  • Рассмотреть возможность создания постоянно действующей рабочей группы с участием представителей заинтересованных федеральных и региональных органов власти, государственных корпораций, строительных компаний, предприятий стройиндустрии, руководителей банковского и экспертного сообщества для оперативного решения задач строительной отрасли.
  • Предлагается принять на федеральном уровне нормативный акт, определяющий социальную политику государства в жилищной сфере и направленный на принятие минимальных федеральных жилищных стандартов, развитие фондов арендного и социального жилья, развитие механизмов социальной ипотеки и жилищно-накопительных счетов, а также регулирование цен в сегментах жилья, потребителями которого являются нуждающиеся категории граждан.
  • Несовершенство системы учета объемов строительства жилья в квадратных метрах диктует необходимость перехода на систему подсчета ввода в строй жилых площадей в квартирах и домах с целью более объективной оценки уровня обеспечения населения России жильем.

 

Энергоэффективность национальной экономики

  • Реализация политики энергоэффективности предполагает формирование долгосрочной энергетической стратегии государства, учитывающей сбалансированное развитие перспективных видов энергии – атомной, солнечной, энергии ветра, а также проведение исследований в области водородной энергетики, использующей топливные элементы, исследования в области ядерного синтеза.
  • Необходимо предусмотреть диверсификацию сложившейся структуры энергогенерации с целью рационального потребления и сбережения энергоресурсов.
  • Введение в федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», а также в законопроект «Об инновационной системе Российской Федерации» нормы об обязательном внедрении энергоресурсосберегающих технологий, оборудования и материалов, приборов учета потребляемой электрической и тепловой энергии субъектами естественных монополий, предприятиями и учреждениями государственного и муниципального подчинения позволит активизировать процесс внедрения энергоэффективных технологий в России.
  • При разработке федерального закона «О топливно-энергетическом балансе» необходимо учесть в его содержании оценку уровня энергоэффективности и потенциала энергосбережения регионов, минимальные требования к энергоэффективности муниципальных образований, определение принципов государственной статистической отчетности по уровню энергоэффективности продукции, хозяйственных процессов, предприятий, муниципалитетов.
  • Требуется разработка экономических моделей, позволяющих предприятиям компенсировать расходы на осуществление энергосберегающих мероприятий как за счет сэкономленных средств при уменьшении объемов энергопотребления, так и за счет достижения системных экономических эффектов: высвобождения мощностей в системах энергоснабжения, снижения темпов роста тарифов, уменьшения потерь при транспортировке энергии, снижения затрат на увеличение энергогенерации и т.д.
  • Рассмотреть возможность предоставления государственных гарантий от некоммерческих рисков российским и иностранным инвесторам по проектам  энергоэффективности в приоритетных отраслях экономики.
  • Предусмотреть налоговые льготы и кредиты администрациям субъектов и муниципальных образований РФ, в которых активно реализуются проекты энергоэффективности, а также налоговые льготы предприятиям и организациям, реализующим данные проекты.

 

Развитие транспортной инфраструктуры

  • Считать приоритетной государственной задачей в сфере транспорта развитие международных транспортных коридоров и логистических центров с сопутствующей инфраструктурой.
  • Необходимо определить правовой статус понятия «транзитный транспортный коридор» и организаций, работающих в рамках транзитного коридора.
  • Отмечается целесообразность усиления ведущей роль государства в развитии транспортной инфраструктуры, логистических систем, создании инновационной транспортной техники и технологий, повышении эффективности взаимодействия между различными видами транспорта.
  • Осуществление мер государственной поддержки позволит создать условия для повышения конкурентоспособности российских транспортных компаний на международном рынке.
  • Представляется целесообразным интегрировать ведомственные, региональные и корпоративные информационные системы для повышения производительности телекоммуникационных сетей, внедрения современных технологий управления и создания единой ИКТ-инфраструктуры транспортного комплекса России.
  • Для стимулирования инвестиционной деятельности предлагается предусмотреть налоговые преференции в отношении объектов транспортной инфраструктуры и земельных участков, на которых они расположены, для организаций, осуществляющих инвестиции в строительство данных объектов.   
  • Подготовка инфраструктурных проектов транспортной отрасли с использованием механизмов государственно-частного партнерства требует разработки методических рекомендаций и типовых документов для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
  • Формирование реестра концессионных проектов в сфере транспортной инфраструктуры, реализуемых в Российской Федерации, и обеспечение к нему свободного публичного доступа будет способствовать формированию рынка проектов ГЧП в регионах.
  • С целью создания благоприятной инвестиционной среды необходима разработка нормативно-правовых актов, регулирующих привлечение, защиту и возврат частных инвестиций в проекты развития и модернизации транспортной инфраструктуры.

 

Здравоохранение, фармрынок и медицинская промышленность

  • При проведении реформ в сфере здравоохранения, которая является организационной основой и материально-технической базой предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи, гарантированной Конституцией Российской Федерации,  сохранять ведущую роль государства в регулировании отрасли.
  • Необходимо найти способы и формы использования потенциала частных медицинских учреждений (например, ГЧП) для совершенствования деятельности и повышения качества услуг бюджетного сектора здравоохранения, а также рассмотреть схемы участия частных медицинских учреждений в системе ОМС.   
  • Новый федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», содержащий запрет на продажу фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств, требует внесения специальных норм, устанавливающих также ответственность за производство, введение в оборот и реализацию фальсифицированных лекарственных средств.
  • Отмечается прямая связь объемов оборота контрафактных лекарств с недостаточной эффективностью системы госконтроля качества и отсутствием национальной лекарственной политики. Необходимо выделить в виде отдельного направления стратегии развития фармацевтического рынка борьбу с лекарственными фальсификатами как угрозой национальной безопасности.
  • Рекомендовать в качестве взаимодополняющей системы регулирования фармрынка, направленной на обеспечение качества лекарственных средств, защиту интересов потребителей лекарственных средств и добросовестных участников рынка создание саморегулируемых профессиональных организаций, несущих финансовую ответственность за действия членов организации.
  • Одной из действенных и ожидаемых профессиональным сообществом мер поддержки отечественных предприятий медицинской промышленности должно стать принятие законопроекта о медицинских изделиях, а также технического регламента для изделий медицинского назначения.
  • В рамках реализации политики государственной поддержки российских производителей лекарств и медицинских изделий требуется законодательно закрепить термин «отечественный производитель» на основе таких критериев, как создание на территории РФ основной части добавленной стоимости продукции, уплата налогов и т.д., а также упростить и ускорить таможенное оформление экспорта продукции.
  • Принять закон о страховании  профессиональной ответственности медицинских работников, врачей, медсестер.
  • Актуальным представляется вопрос стандартизации медицинского образования, профессиональной аттестации, а также вопрос стандартизации материально-технических и экономических условий медицинской деятельности в регионах.