Сергей Николаевич Катырин,

Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ

Торжественное открытие Саммита

Государство в вопросе инновационного развития свое слово еще не сказало. На сегодняшний день рынка инноваций в России нет. У нас есть предложение, но нет спроса на инновации. Если мы посмотрим анализ прошлого года, то Россия как государство вложило в инновационное развитие больше, чем Соединенные Штаты Америки. Как государство. Но если мы посмотрим совокупную сумму государство плюс бизнес, то Соединенные Штаты на несколько порядков больше средств вложили за счет того, что вкладывал бизнес. Наш бизнес пока не стимулирован на то, чтоб вкладывать. Конкуренция во многих направлениях у нас или очень слабая, или ее вообще нет. Поэтому это не является стимулирующим фактором для бизнеса. А государственные меры, чтобы экономически простимулировать, я полагаю, сегодня недостаточно прописаны. И вот недавно на заседании управления было принято решение о создании комитета по содействию модернизации и технологическому развитию России. У нас уже есть достаточно много наработок, часть из них мы внесли как предложение по законодательству нашим парламентариям. Большая часть этого пакета пока еще у нас в работе, и полагаем, что в ближайшее время мы сможем их внести. Это то, что касается нормативно-правовой базы. И мы думаем, что усилия комитета будут сосредоточены именно в этом направлении.

Виктор Петрович Ремишевский,

Заместитель руководителя Федерального космического агентства

Торжественное открытие Саммита

Важнейшим условием определения России как современного государства является сохранение ею статуса одной из ведущих космических держав мира и дальнейшее развитие ее космического потенциала. Для Российской Федерации в силу ее сложного федеративного устройства, обширнейших территорий проживания и экономической деятельности целенаправленное вовлечение космической техники и услуг в хозяйственный оборот приобретает все большее и большее значение. И в первую очередь для реализации задач модернизации нашей экономики. В настоящее время в соответствии с основами политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 20 года и дальнейшую перспективу, которые были утверждены Президентом Российской Федерации в апреле 2008 года, я бы сказал, начинается новая фаза космической деятельности. В процессе ее реализации будет обеспечено создание, восполнение и поддержание необходимого состава орбитальных группировок космических аппаратов с характеристиками мирового уровня для предоставления в требуемом объеме и надлежащего качества услуг навигации, связи, вещания, дистанционного зондирования Земли.

Хочу доложить уважаемому собранию, что в этом году Россией будет создан космический сегмент глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. Мы планируем осуществить в сентябре-декабре еще два запуска, и будет обеспечена полная глобальность этой системы. Немаловажное значение имеют космические технологии в полномасштабном информационном обеспечении служб спасения и реализации других направлений космической деятельности в интересах социально-экономической сферы страны. И, конечно, включает в себя развитие космических средств для фундаментальных научных исследований, осуществления пилотируемых полетов, где приоритет принадлежит России, и в этом сомнений ни у кого нет. И все это будет осуществляться с использованием космических кораблей, космических средств нового типа. И эта фаза, о которой я говорил, тесно и неразрывно связана с созданием нового российского космодрома. Строительство и эксплуатация космодрома «Восточный», наделенного статусом особой государственной важности, соответствует утвержденным руководством страны приоритетам. Сам космодром станет одним из важнейших центров динамичного развития дальневосточного региона. В настоящее время государственные институты России и общество ясно понимают, что без нового космодрома говорить о независимой космической деятельности России, ее равноправном участии в международных космических проектах будущего не представляется возможным. Дополнительно к тому фактору, что через создание космодрома формируются условия дальнейшего развития экономической деятельности и позитивные условия развития страны, мировой практикой подтверждается целесообразность развития космодромов также и в целях устойчивости функционирования и живучести наземной космической инфраструктуры государства. Реализация такого проекта, создания и дальнейшего использования космодрома «Восточный» поднимает на принципиально новую ступень и уровень промышленного развития дальневосточного региона в целом. Высокотехнологичные производства, необходимые в качестве поддержки функционирования современного космодрома, потребуют, с одной стороны, притока высококвалифицированных специалистов, а с другой стороны, долгосрочность этого мега-проекта вызовет подъем активности местного населения, развитие науки, техники в регионе, и также образования, высшего образования, ориентированного на развитие самых современных отраслей науки и техники.

Жан де Глиниасти,

Посол Франции в России

Торжественное открытие Саммита

То, что Россия с особым интересом наблюдает опыт Франции, меня не удивляет. У обеих наших стран пути исторического развития оказались похожими. Государство в обеих странах играет очень важную роль и сложилась традиция централизма. И Франция, и Россия – страны с мощной наукой. Но и та, и другая страна относительно недавно стали заниматься инновационной политикой. Как государство может способствовать внедрению инноваций в организацию, в экономику регионов?

Инновации принимаются только, когда они органично вписываются в какую-либо территорию. Франция в связи с этим разработала две модели. Модель технологических парков, или техногородов. Из них самый известный – София Антиполис, недалеко от Ниццы. Здесь на отведенной территории были собраны инновационные фирмы. Устраиваясь тут, фирмы могут пользоваться специальной инфраструктурой, общими для фирм услугами, налоговыми льготами и так далее. Это, по сути, достаточно близко к тому, что делается в последние годы в России в виде специальных инновационных экономических зон. Вот уже несколько лет мы стали экспериментировать со второй моделью. Это наши так называемые полюса конкурентоспособности. В этом случае на одну территорию мы собираем фирмы, университеты и научные лаборатории, которые своим взаимодействием способствуют возникновению инновационных проектов. В настоящее время у нас образовался 71 такой полюс конкурентоспособности. У каждого из них своя специализация. В Тулузе – авиация, в Лионе – фармацевтика. Нанотехнологии – в Гренобле. Они все приобрели международное измерение. Я не буду продолжать тему о полюсах, поскольку они будут представлены более полно и углубленно господином Тьерри Мариани. Я хотел бы, однако, вкратце напомнить о том, что придает французской модели ее своеобразие, когда речь идет о государственной политике, инновации и модернизации, их внедрении в конкретную территорию страны. С одной стороны, благодаря децентрализации региону придается очень большое значение в том, что касается развития экономики и, следственно, поддержание инновации и модернизации. С другой стороны, благодаря согласованному размещению на местах наших производственных ресурсов, людей, посредством организации полюсов конкурентоспособности.

Юрий Витальевич Росляк,

Первый заместитель Мэра Москвы

Торжественное открытие Саммита

Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым подписан был в прошлом году указ об утверждении основ стратегического планирования в Российской Федерации. В числе основных задач стратегического планирования указаны проведение анализа и разработка предпочтительного сценария устойчивого развития России, разработка концепции долгосрочного среднеэкономического развития на период до 2020 года. И устанавливается целый ряд основных принципов, на которых должно быть построено стратегическое планирование в Российской Федерации. Роль государства, особенно в условиях переходного периода, тем более в условиях выхода из системного кризиса, должна быть более явной, более четко обозначенной, тем более что это отвечает менталитету России и россиян. И то, что поставлена сегодня на федеральном уровне задача разработки основ и методологии стратегического планирования – это абсолютно справедливая задача и задача, которая является абсолютной необходимостью. Переход к системной работе, вопросам прогнозирования – а это не значит, что мы возвращаемся в плановую экономическую систему – это совершенно иная система!

Виктор Александрович Толоконский,

Губернатор Новосибирской области

Торжественное открытие Саммита

Какие направления важны в усилении инновационной политики? Убежден, что это в первую очередь определяется уровнем и состоянием системы образования. Инновационность несут в себе люди, определяет человеческий капитал, и здесь очень важно совершенствование и профессионального, и общего образования. Мы поддерживаем те усилия, которые предпринимаются федеральным правительством, но проводим здесь очень много и самостоятельных действий и по развитию университетских комплексов, в регионе почти 200 тысяч студентов и большое количество университетов. Мы не только развиваем грантовую политику, создаем во всех университетах бизнес-инкубаторы и центры инновационных компетенций, стараемся на ранних стадиях активизировать молодых специалистов и эффективно соединить усилия заказчиков, работодателей и образовательных центров. В сфере общего образования реализуем программы создания профильных специальных классов, очень много, притом этот профиль мы сейчас задаем в сфере математического и научно-естественного образования, и намерены здесь сделать очень серьезные изменения.

Дмитриенко Дмитрий Владимирович,

Губернатор Мурманской области

Торжественное открытие Саммита

В Мурманске производится практически 100% апатитов российских – это фосфорная составляющая удобрения, порядка 45% никеля и порядка 10% меди российской. То есть это очень серьезный регион, и в этом смысле мы очень плотно взаимодействуем с такими крупными компаниями, как «Норильский никель», у которого на территории Мурманской области три градообразующих предприятия. Сотрудничаем с такими компании, как «Фосагро», «Северсталь», Кольская атомная станция. Производится на территории Мурманской области и алюминий, и другие различные виды полезных ископаемых. Есть такая статистика, что из 440 основных полезных ископаемых, известных в природе, 220 находятся на территории Кольского полуострова. И, в частности, самое близкое к центру производство редкоземельных элементов. Поэтому я с уверенностью смотрю в будущее и приглашаю всех здесь присутствующих приехать в Мурманск…

Екатерина Витальевна Попова,

Помощник руководителя Администрации Президента РФ, Руководитель Межведомственной рабочей группы по инновационному законодательству при Администрации президента РФ

Панельная дискуссия «Стратегическое планирование регионов – путь к инновационной экономике»

В условиях кризиса и соответствующего дефицита ресурсов необходимо повысить эффективность нашей инновационной стратегии за счет реализации четкого и всесторонне обоснованного подхода к определению приоритетов инновационного развития, поддержке государством прорывных технологий, способных оказать мультипликативный эффект на экономику. Это метод цепочки добавленных стоимостей. У нас он не учитывается при таком долгосрочном планировании. Особенную актуальность приобретают инновационные проекты национального значения, которые аналогичны по масштабам советскому ядерному и космическому проекту. Сама постановка задач формирования эффективной промышленно-инновационной стратегии развития России на основе предлагаемых методов, которая дают возможность ее перевода от стадии в большей степени декларативного рекомендательного документа к стадии эффективной долгосрочной стратегии, взаимосвязанной с экономическими интересами регионов, корпораций, отраслей, без преувеличения дает возможность осуществления нашей страной политики долгосрочного экономического суверенитета, способствует реальному прогрессу в области технологического перевооружения экономики и нейтрализует влияние задаваемых извне экономическими конкурентами России негативных тенденций и сценариев развития.

Дмитрий Эдуардович Гришанков,

Генеральный директор ЗАО «Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Панельная дискуссия «Стратегическое планирование регионов – путь к инновационной экономике»

Мы можем написать любые цифры, но исполнять их не нам. Вот в Китае, например, идет обсуждение научной программы и стратегических планов не от тех областей, где они ожидают максимальный результат, а от тех, где можно что-то управлять. Одна из тем – ИКТ. Цель – это образ жизни в городах. Средства – это ИКТ и инновационная политика, они выбрали только два средства, все остальное – это уже прилагается. Это вот то, на что можно как-то воздействовать, получить максимальный эффект. И ограничения – это экология, это культура и это охрана детства. Вот такие достаточно простые темы.

Сергей Юрьевич Юрпалов,

Заместитель Министра регионального развития Российской Федерации

Панельная дискуссия «Стратегическое планирование регионов – путь к инновационной экономике»

Министерством регионального развития были выделены и определены в концепции долгосрочного развития страны в стратегиях социально-экономического развития округов, которые я уже назвал, макрорегионов, так называемых зон опережающего экономического роста, которые отражают локализацию перспективных специализаций региона и существующих специализаций региона и являются некой базой, основой, экономической закваской для формирования кластеров инновационного развития. Мы полагаем, что такой подход зонирования территорий страны позволяет обеспечивать, действительно, формирование новых центров структурной динамики, новых инновационных центров и полагаем что его повсеместное использование позволит унифицировать подход к достижению социально значимый и стратегически значимых целей стратегического развития. Представляется, что настало время, наверное, принять законы о государственном стратегическом планировании, где бы четко расписать участников этой деятельности и четко обозначить стратегические цели и задачи. Я представляю, что это дело не за горами, дело ближайшего будущего. Закон уже в Правительстве Российской Федерации находится и совместно с администрацией Президента, реализуя комплексный план, я думаю, что нам удастся поставить дело стратегического планирования регионального развития на должный качественный уровень.

Тьерри Мариани,

Специальный представитель Президента Франции по отношениям с Россией, Депутат Национального Собрания Франции

Панельная дискуссия «Стратегическое планирование развития регионов – путь к инновационной политике»

У России и Франции очень много общего. Особенно в то время, когда мы начали заниматься инновациями и наукой. С точки зрения Франции, очень важно, что научные и технологические связи, сотрудничество между Францией и Россией будут улучшены. Мы очень хотели бы поделиться положительным опытом. У нас общая концепция, и мы считаем, что государство играет важную роль в территориальном развитии. Мы все согласны с тем, что развитие науки влечет за собой создание новых инноваций. Недавно мы разработали кластерную политику, так называемую конкурентоспособную по зонам. И сейчас начинаем связывать компетенции в различных сферах с этими зонами. Однако инновации должны управляться на региональном уровне.

Исмагилов Рашид Фаатович,

Вице-губернатор Ленинградской области, Президент, Председатель Правления Ленинградской областной Торгово-промышленной палаты РФ

Панельная дискуссия «Стратегическое планирование регионов – путь к инновационной экономике»

Представляя экономику Ленинградской области образца 2010 г. следует отметить, что она имеет глубоко диверсифицированную структуру в целом, такой же уровень диверсификации у промышленности, основной отрасли экономики региона. Безусловно, так было не всегда, умеренно депрессивный дотационный регион в 90-х года, Ленинградская область сегодня – это один из лидеров в стране по инвестициям на душу населения, самодостаточный по финансовому обеспечению, с минимальными потерями переживший острую фазу экономического кризиса в стране и в мире, с уверенностью смотрит в будущее. Все это во многом благодаря инвестиционной политике, проводимой в области в последнее десятилетия. При этом следует заметить, чтобы сохранять свое лидерство как регион с развитым агропромышленным комплексом. Следствием успешного развития региона я является низкий уровень безработицы и рост доходов населения.

Надежда Васильевна Герасимова,

Заместитель Председателя Государственной Думы ФС РФ, Координатор Рабочей группы Партийного проекта ВПП «Единая Россия»

Панельная дискуссия «Роль государства, бизнеса и общества в формировании культуры безопасности»

В Российской Федерации большое внимание уделяется культуре безопасности. Была проведена очень большая работа, связанная с подготовкой законотворческих документов. Мы вспоминаем тот период времени, когда вообще не было законов на федеральном уровне никаких, в том числе и на региональном уровне. После того, когда были приняты законы на федеральном уровне, почти до 80 подзаконных актов субъектов Российской Федерации были приняты в этом направлении. Вы знаете о том, что существуют и действуют федеральные целевые программы, что был создан резервный фонд Правительства Российской Федерации, что были созданы резервные фонды не только на федеральном уровне, но и на субъектовом уровне. Что сейчас невозможно даже представить, что если бы таких фондов не было создано, резервных фондов субъектов Российской Федерации, которые выражаются и в денежном выражении и в материальном. Приведу такой пример, что в прошлом году только из резервного фонда Правительства Российской Федерации было израсходовано 5 миллиардов 400 миллионов рублей, 77 тысяч граждан получили помощь, материальную помощь одновременную, более 818 семей получили новое жилье взамен утраченного. Ну, и мы уже много раз с вами встречались и вели разговор о том, какие нас поджидают стихийные бедствия и аварии, в каком состоянии у нас сегодня находятся основные фонды, и говорили о том, что же мы делаем для того, чтобы сам человек мог себя защитить. Много ли мы сделали для того, чтобы каждый знал, как поступать в чрезвычайной ситуации. Мы в центре социальных инноваций партии Единая Россия неоднократно рассматривали вопросы, в том числе и подготовки специалистов в этой области. Мы рассматривали вопросы, связанные с обучением наших детей правильному поведению в школах ведением такого урока как ОБЖ, и многие-многие другие.

Юрий Леонидович Воробьев,

Герой Российской Федерации, заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ

Панельная дискуссия «Роль государства, бизнеса и общества в формировании культуры безопасности»

Конец XX века – начало XXI столетия во всем мире ознаменовались повышением интереса к проблемам безопасности. Исследуются ее различные аспекты, разрабатываются новые концепции, в том числе и новая концепция комплексной безопасности, в которой во главу угла поставлена безопасность человека. Безопасность человека во все времена была и остается ключевой задачей его жизненной организации. Социализация, то есть организованная совместная жизнь людей в обществе, строительство общественных отношений сформировались из жизненно необходимых, совместных, общих потребностей человека, обеспечение которых было возможно только при соответствующей организации взаимодействия, разделения труда и ответственности, соблюдении определенных правил, традиций и законов. Безопасность - одна из таких общих для всех людей потребностей. Когда мы говорим о безопасности человека, мы имеем в виду не только те вопросы, которые напрямую ведут к его гибели, но и те, которые нарушают, ослабляют или создают предпосылки к деградации всей системы обеспечения безопасности человека. Такие системы строились столетиями, усложнялись вместе с социальной организацией, в которых в последние века основную роль играло государство со всеми своими многочисленными институтами. Государство активно включилось в строительство системы безопасности человека. Говорят, что сплочение людей перед различными угрозами и опасностями и было основной предпосылкой создания государства.

Николай Сергеевич Лямов,

Заместитель Министра транспорта РФ

Панельная дискуссия «Роль государства, бизнеса и общества в формировании культуры безопасности»

В феврале 2007 года в РФ был принят федеральный Закон №16 о транспортной безопасности, который определил единый порядок построения системы обеспечения транспортной безопасности. На самом деле транспортная безопасность впервые получила юридическое закрепление. Я напомню просто, что это такое. Транспортная безопасность – это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. И вполне понятно потому, что транспорт по специфике своей работы сам по себе является потенциальным источником опасности.

Леопольд Исаевич Лобковский,

Заместитель директора Института Океанологии им. П. П. Ширшова, Член-корреспондент РАН

Панельная дискусия «Роль государства, бизнеса и общества в формировании культуры безопасности»

В свете той катастрофы, которая произошла недавно в Мексиканском заливе, которая имеет беспрецедентный масштаб, и которая еще неизвестно, чем закончится, становится очень актуальным понять, что делать Российскому шельфу. Вы знаете, покажите некоторые кадры, которые показывают, как горела платформа. Вы уже, наверное, где-то слышали, что сейчас ущерб, который уже оценен по этой катастрофе, насчитывают десятки миллиардов долларов. Пока еще нет оценки, каковы будут последствия экосистемы и т.д. Наш президент Д.А.Медведев сказал, что такая катастрофа сможет поставить на колени целую страну. Я думаю, что если такая катастрофа произойдет в западном регионе, типа Каспийского моря или Черного моря, то она может привести просто к гибели экосистемы всей в целом. Тогда масштаб будет еще больше, потому что все-таки Мексиканский залив является частью Атлантического океана, и все, что там до сих пор вытекает, как-то разносится течениями. А на Каспии такого рода катастрофа может привести к фатальному исходу. Поэтому очень важно разрабатывать меры контроля, меры, связанные с мониторингом явлений, происходящих в пласте и вообще практически в добыче. К счастью, так совпало, что Академия наук последние годы как раз разрабатывает такую систему для шельфа. Она сводится к тому, что необходимо вставлять систему датчиков в сеть подстанций, каких-то других элементов на дне платформы, которые работают и передают информацию на саму платформу. Это должна быть система непрерывного мониторинга, которая если была бы, скажем, поставлена на платформе Мексиканского залива, она, конечно, дала бы возможность заранее увидеть те аномалии, которые предшествовали этому взрыву.

Надежда Александровна Назина,

Директор Департамента туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики

Панельная дискуссия «Развитие массового спорта и туризма в России: инфраструктурные проекты и социальная ответственность бизнеса»

В каждом кластере определен определенный вид туризма, который является приоритетным. Для чего это делается? Это делается для того, чтобы можно было рассматривать непосредственно объекты, которые бы позволяли именно обустраивать и строить в рамках государственного частного партнерства. В рамках программы выделяются деньги со стороны федерального бюджета в виде субсидий субъектам федерации для обустройства инженерной инфраструктуры. Что касается обустройства именно самих объектов туристской сферы, то они обустраиваются за счет инвесторов, за счет бизнеса. Поэтому для этих целей определен кластерный подход, и все территориальные регионы определены на кластеры. Каждый субъект федерации сейчас знает об этом кластерном подходе. Они приезжают к нам сейчас со своими программами, потому что в рамках 94 Закона, в рамках 594 Постановления Правительства. Для того чтобы войти объекту в федеральную целевую программу необходимо иметь свою региональную программу, в которой должны быть предусмотрены определенные средства региона на развитие туризма. Соответственно, должны быть намечены объекты, которые должны иметь техническую документацию на данный объект. Третье требование, что должен быть обязательно инвестор. Вот это основные требования, которые являются основным китом, в рамках которых объекты будут включаться непосредственно в федеральную целевую программу.

Сергей Иванович Колесников,

Депутат, Заместитель Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по охране здоровья, академик РАМН

Модератор круглого стола «Эффективная медицинская промышленность – основа здравоохранения сильной России»

В конце прошлого года Президент в своем послании заявил, что важнейшим направлением модернизации он считает развитие медицинской техники, технологии, фармацевтики и даже сказал о том, что нужно развивать партнерство с зарубежными странами по развитию этих направлений. В концепции здравоохранения говорится о инновационной модели развития здравоохранения – это развитие технологий и развитие материально-технического обеспечения… … Таким образом, был рожден уникальный формат сотрудничества, который, действительно, для России уникален. Мы, во всяком случае, не видим пока никаких аналогов, но надеемся, что они появятся, потому что очень большое внимание было уделено нашему партнерству и большой интерес проявлен как со стороны средств массовой информации, так и разных экспертных сообществ, и со стороны властей.

Владимир Витальевич Клименко,

Депутат, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по транспорту

Модератор круглого стола «Развитие транспортной инфраструктуры в целях повышения производительности транспортных систем»

Мы с советских времён привыкли рассматривать сферу транспорта, как сферу услуг. Это обслуживание промышленных предприятий, населения и так далее. Никто с этим не спорит, но, мне кажется, что в условиях процессов глобализации, в условиях повышения интеграции хозяйства экономик, как страны, так и мира, роль транспортной сферы приобретает помимо определения, как сферы услуг, несколько иное измерение и значение. Мне кажется, что сфера транспорта всё больше и больше становится составной частью производственного процесса. То есть, условно говоря, как на предприятии перевести детали из одного цеха в другой – это всё равно часть производственного процесса. Точно также и здесь, чем теснее сферы экономики связаны, чем выше развивается процесс специализации, тем большее значение приобретает те связи, которые обеспечивают интеграцию всего механизма. Может быть, это ещё не вылилось в полной мере в зрелые формы, но мне кажется, что, рассуждая о значении транспорта, как инфраструктурной отрасли и в будущем надо иметь в виду и эту точку зрения. И именно с этой точки зрения оценивать, планировать работу транспортной системы.

Владимир Анатольевич Яковлев,

Президент ОМОР «Российский Союз строителей»

Модератор круглого стола «Развитие строительного комплекса и ЖКХ»

Программа «Жилище», которую представляет Министерство регионального развития, и которую недавно повторно рассматривали на заседании правительства, подтверждает, что в этом году ввод жилья будет на уровне прошлого года, то есть, порядка 60 миллионов квадратных метров. И на каждые последующие года планируют увеличение примерно по 2 миллиона в год. То есть, 62, 64, 66, 67 миллионов на 11, 12, 13 годы. Одна из важнейших, на мой взгляд, тем – малоэтажное и коттеджное строительство, поскольку малоэтажное жилье в общем объеме строительства сегодня составляет практически 50 %, а задача стоит увеличить этот объем до 60, а может быть, даже до 70 %.

Юрий Александрович Липатов,

Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по энергетике

Модератор круглого стола «Энергоэффективность национальной экономики»

Перевод экономики России на энергосберегающий путь развития - это не просто снижение затрат, но и переход на качественно новый уровень производства и потребления топливно-энергетических ресурсов. Энерго- и ресурсосбережение представляет собой комплексную задачу, которая включает в себя все элементы систем инженерного обеспечения объектов, установку и контроль заданного микроклимата, ведение технологического процесса в производственных зданиях, а также архитектурно-планировочные и строительные решения зданий и расположение их на местности по отношению к источникам тепло, газо и электроснабжение. При проектировании новых, реконструкции и эксплуатации существующих объектов, с целью обеспечения необходимого потребления тепла на отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха, горячее водоснабжение и технологические нужды, следует добиваться оптимальных инженерных решений. Большая роль в повышении энергоэффективности отводится субъектам Российской Федерации, которые уже сегодня наделены соответствующими полномочиями. В каждом регионе, в каждом муниципальном образовании должна быть своя программа энергосбережения с четкими, понятными целевыми показателями и системой оценки. В России один из самых больших в мире технический потенциал повышения энергетической эффективности – более 40% от уровня потребления энергии в стране. В абсолютных объемах - это 403 миллиона тонн условного топлива. Очень важен проект федерального закона "О теплоснабжении", который в случае принятия в весеннюю сессию, полностью вступит в действие со следующего года. После этого Правительству Российской Федерации необходимо будет в кратчайшие сроки разработать нормативно-правовую базу, необходимую для вступления в силу положений проекта федерального закона "О теплоснабжении".

Александр Анатольевич Айгистов,

Генеральный директор Российского Агентства развития информационного общества

Модератор круглого стола "Развитие экономики России на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий"

Информационное общество может быть развитым в том случае, когда в процесс интенсивного использования информационных технологий вовлечена значительно большая часть населения страны. Проблемы и вопросы, требующие оперативной реакции, в том числе и населения, возникают в процессе формирования информационного общества постоянно. Их обсуждение среди всех заинтересованных в конструктивном сотрудничестве сил и выработка мер как общественного, так и государственного реагирования должны опираться на работоспособные механизмы взаимодействия этих сил и получение обратной связи от граждан. Думаю, что сегодня вопрос стоит так: скорость движения России в сторону информационного общества напрямую зависит от того, сможем ли мы наладить работу этих механизмов взаимодействия.

***Полные тексты докладов, материалов Саммита можно получить в пресс-службе Оргкомитета (495) 510-65-46 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.