19.06.2009 г.

Обсудить условия для инновационного прорыва России собрались в четверг в "Президент Отеле" депутаты Госдумы, представители администрации президента, правительства и бизнес-сообщества в рамках Саммита деловых кругов "Сильная Россия - 2009". Напомним, что о переводе российской экономики на инновационные рельсы руководство страны говорило уже не один раз. Говорили и о том, что необходимо создавать новые технологии производства, чтобы успешно конкурировать не только на российском, но и на зарубежном рынке. Однако вала заявок с технологическими новшествами в Роспатент так и не поступило.

"Стране нужна инновационная стратегия развития, опирающаяся на наш научно-технический потенциал", - заявила помощник руководителя администрации президента России, руководитель межведомственной рабочей группы по инновационному законодательству при администрации президента России Екатерина Попова.

Необходимость этого, по ее словам обусловлена тем, что мир стоит на пороге новых открытий, которые полностью преобразуют естественную среду обитания человека: управляемый термоядерный синтез, достижения генной инженерии, нано- и космических технологий - создание принципиально новых материалов уже свидетельствует о том, что изменения будут качественными. "Перед глобальными вызовами Россия должна опираться на талант и интеллектуальный потенциал российского народа, не забывая о возрастающей роли в развитии страны государства и бизнеса", - подчеркнула Попова.

Между тем, состояние рынка российской интеллектуальной собственности оставляет желать лучшего. "

В российской экономике не развиты соответствующие инструменты и институты рынка промышленной интеллектуальной собственности, не созданы правовые условия приоритетного его развития, - считает глава думского комитета по экономической политики и предпринимательству Евгений Федоров. - Поэтому, как и в случае с нефтью, мы производим для мировой экономики "инновационное сырьё", ценностью в 10-100 раз меньше, чем конечный продукт".

Однако для превращения "инновационного сырья" в конечный продукт на территории России не хватает, в первую очередь, финансирования, как на уровне частного бизнеса, так и на уровне государства. Кроме того, отсутствует закон об инвестициях. Да и Гражданский кодекс РФ в части защиты интеллектуальной собственности нуждается в значительной доработке. Вместе с тем, частным инноваторам зачастую негде применить на практике свои изобретения – подобную экспериментальную площадку ни государство, ни бизнес не готовы им предоставить.

В свою очередь, государство исправно вносит бюджетную лепту в процесс создания банка инновационных технологий. Ежегодные расходы государства на НИОКР составляют более 300 млрд руб. Однако, по данным Росимущества, в реестре федерального имущества нематериальных активов учтено на 3,8 млрд руб., в том числе интеллектуальной собственности – 3,5 млрд руб.

Впрочем, в следующем году бюджетные расходы на НИОКР могут существенно сократиться.

Как пояснил корреспонденту Страны.Ru замминистра экономического развития Андрей Клепач, федеральный бюджет на 2010 год и плановый период до 2012 года "будет очень жестким" и сокращения расходов не обойдут стороной и научную деятельность в области создания новых технологий.

В результате правительство должно будет сделать выбор - какое из направлений финансировать. При этом, "цена вопроса и цена ошибки - будет очень большая" – подчеркнул он.

"Экономическая политика инновационного прорыва в широком понимании это не столько государственное прямое или косвенное регулирование инновационного процесса в предпринимательском секторе, но скорее - запуск системы инструментов рынка интеллектуальной собственности", - считает Евгений Федоров. По его словам, сегодня в Госдуме ведется разработка системного пакета законов, который необходим для запуска инструментов рынка интеллектуальной собственности.

Изменения, по словам депутата, будут затрагивать, в частности, налоговую, таможенную, бюджетную сферы, а также бухучет, регистрацию, оценку и т.д. В итоге законодательные новшества затронут 15 законов. Перечень документов, необходимых для развития инноваций, будут сначала представлены в виде заявления Госдумы, которое будет принято в сентябре текущего года.

"Отсутствие закона об инновационной деятельности - не главное препятствие в ее развитии", - считает Андрей Клепач. Отсутствие финансирования - наиболее значимый фактор. Мало того, что расходы на НИОКР, скорее всего, подпадут под урезание, так еще и крупный бизнес не желает вкладывать ни копейки в разработку новых технологий, хотя именно они и "определяют конкурентоспособность производства".

Вместе с тем, существующие методы налогового стимулирования также не особо подталкивают предпринимателей вкладываться в НИОКР, в то время как их зарубежные коллеги тратят на разработку новых технологий миллиарды. По его словам, развития инноваций – "проблема не законодательства, а мышления наших бизнесменов".

Клепач назвал сегодняшний Саммит деловых кругов "полезным". Он также выразил надежду, что заседание комиссии при президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России, которая состоялась в четверг в Москве под руководством главы государства Дмитрия Медведева, все же даст толчок для реализации планов в области НИОКРа.

Напомним, что комиссия была учреждена в мае текущего года. Ее возглавил лично президент России Дмитрий Медведев. В ходе заседания в четверг было принято решение создать пять рабочих групп по пяти приоритетным направлениям: энергоэффективность и энергосбережение, включая разработку новых видов топлива и глубокую переработку сырья; ядерные технологии; космические технологии, связанные с созданием телекоммуникационных систем; медицинские технологии; стратегические информационные технологии, включая создание суперкомпьютеров и программное обеспечение. Планируется, что группы начнут активную деятельность уже летом текущего года.

Елена Фомина

http://www.strana.ru/doc.html?id=129408